№3 (71)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Условия профилактики социальных рисков девиантного поведения детей-мигрантов 5

Андрианова Р.А.
В статье анализируются проблемы интеграции детей-мигрантов, испытывающих материальные, социальные и образовательные проблемы адаптации к иной среде и культуре. Сложившаяся система образования и воспитания в современном российском обществе рассматривается как несостоятельная, которая не оказывает должной социально-педагоги¬ческой поддержки семьям мигрантов и их детей, способствует появлению маргинальных детей и семей группы социального риска. Семья ребенка-мигранта, попадая в экстремальную ситуацию, не может в полной мере выполнять воспитательную и защитную функцию, лишает своих детей поддерживающего и безопасного окружения, тем самым нарушая процесс формирования и становления позитивной социально здоровой личности. На основе эмпирического материала делается вывод: социальная адаптация детей мигрантов в российских обще-образовательных школах происходит стихийно; субъекты образовательной среды – пе-дагоги, администрация образовательных учреждений, российские сверстники, которым не хватает знаний, опыта и навыков позитивного взаимодействия с иноэтническими мигрантами – не готовы к поддержке детей-мигрантов. В статье подчеркивается значимость подготовки социального педагога, способного работать в поликультурном образовательном пространстве, обеспечивать профилактику социальных рисков девиантного поведения детей-мигрантов и их семей, способствовать гармонизации межэтнических и межкультурных отношений. Анализируется позитивный зарубежный опыт поддержки мигрантов (США, Германии, Австралии, Испании), который показал, что адаптация мигрантов в новом социуме успешна при условии применения комплекса мер, направленных, прежде всего, на языковую подготовку, знакомство с новой культурой, традициями и обычаями, формирование активной жизненной позиции мигрантов. Профилактика социальных рисков девиантного поведения детей-мигрантов и их семей рассматривается как система взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса в целях обеспечения успешной социализации ребенка-мигранта. В статье определены эффективные условия профилактики социальных рисков девиантного поведения детей-мигрантов – это включение ребенка и его семьи в активную позитивную социально-педагогическую деятельность; формирование коммуникативных качеств, культуры диалога; формирование активной жизненной позиции и преодоление тенденций иждивенчества и инфантилизма, внедрение технологий адаптации и реабилитации детей и их семей в инокультурную среду. Признание права каждого ребенка, сохраняя свою культурную самобытность и позитивную этноидентичность, адаптироваться к новой социокультурной среде – необходимая составляющая профилактики социальных рисков девиантного поведения детей-мигрантов и становления этнотолерантности в нашем обществе.
Ключевые слова: дети-мигранты, мигрантофобия, российский и зарубежный опыт поддержки мигрантов, социальные риски, девиантное поведение, социальный педагог, профи-лактика

Ресурсная концепция политических нововведений: методологические возможности и региональный профиль 14

Головацкий Е.В.
В статье рассматриваются социальные ресурсы в оснащении политических нововведений с учетом жизненного цикла инноваций. Социальные ресурсы связывают участников нововведений, помогая им выполнять функции насыщения инновационных процессов, информирования, усиления социальной ответственности, интеллектуального наполнения и др. Социальные ресурсы позволяют участникам насыщать процессы социально-политического взаимодействия материальными отношениями, материальной культурой, духовными ценностями, создавать и поддерживать привычную жизненную среду. Предлагается критериальная схема ресурсного обеспечения нововведений. Рассматриваются три схемы аккумулирования социальных ресурсов нововведений: 1) трансферт ресурсов на территорию применения; 2) схема мобилизации ресурсов, связанная с активизацией местных ресурсов и их носителей; 3) упущенные ресурсы, вторичное привлечение запасов и средств, ретроресурсы. Региональный профиль ре-сурсов позволяет диагностировать места их расположения, темпы доставки, механизмы освоения. Отмечаются региональные особенности накопления социальных ресурсов. В частности рассматриваются: открытость (закрытость) политических процессов на территории; социальная и политическая активность местного населения; направленность социального развития территории; ресурсное обеспечение социально-политического взаимодействия; численность участников взаимодействия (минимальная и максимальная); язык и традиции социального взаимодействия и др. Методологическими принципами ресурсной концепции политических нововведений выступают: системность выделяемых компонентов; дополняемость свойств и параметров социальных ресурсов; доступность ресурсов; определение меры культуроцентричности в политическом участии населения. В составе ресурсов политических нововведений основными являются социальные ресурсы, используемые в инновационных проектах на определенной территории. Цикл освоения политических нововведений состоит из последовательных этапов: формирование; диагностирование; внедрение; освоение; политическое обновление; этап полной замены нововведения.
Ключевые слова: социальные ресурсы, политические нововведения, ресурсная концепция, методология, этапы нововведений

Методические пути оптимизации развития личности студента в профессиональном самосовершенствовании в системе подготовки учителей начальных классов 20

Головнёва Е.В., Панова Л.В.
В статье раскрывается опыт реализации авторской методической модели оптимизации развития личности студента в профессиональном самосовершенствовании на материале педагогических дисциплин вуза. Показано, что наиболее важными целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, самовоспитание, самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию в системе непрерывного образования. Эффективность решения проблем профессиональной деятельности учителя связывается с теорией потребно-стей, которая определяет задачи и содержание педагогической деятельности учителя в контексте личностно-ориентированной педагогики. Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании у будущих учителей начальных классов авторы характеризуют как научно обоснованное управление процессом развития и закрепления у студентов внутреннего устремления к постоянному и неуклонному росту педагогической культуры. Рассмотрен вопрос о значимости целенаправленных, последовательных самостоятельных занятий профессионально-педагогичес¬ким самосовершенствованием в социальном и в личностном планах. Подчеркнута определяющая по своей психологической воздейственности роль компетентного, научно обоснованного педагогического управления данным процессом в вузе. Выявлены противоречия и движущие силы личностного и профессионального становления будущих учителей начальных классов. Охарактеризованы методические пути оптимизации развития личности студента в профессиональном самосовершенствовании в системе подготовки учителей начальных классов.
Ключевые слова: образовательный процесс, оптимизация, потребность в профессиональном самосовершенствовании, методическая модель, студент, движущие силы личностного и профессионального становления будущих учителей начальных классов

Реализация образовательной политики на основе компетентностного подхода 26

Дуран Т.В.
В статье предложена информационно-управленческая концепция политики, на основании которой характеризуются элементы государственной политики, их эволюция применительно к сфере образования. Государственная политика рассматривается как функционирующий проект устройства и функционирования государственной власти, элементами которого выступают нормы, стандарты, программы, оценки. Выделяются основные условия политики: субъекты, политические отношения, виды политической деятельности, политическая практика. В рамках анализа текущей образовательной политики особое место уделено ее целевым элементам, которые связаны с содержанием образования и представляют собой сложные проекты, существующие в виде образовательных программ. Обосновано, что в условиях индустриального общества образовательные программы в их целевой части включали в себя две составляющие: знания и умения. Доказано, что в условиях постиндустриального общества знаниевое целеполагание в сфере высшего образования столкнулось с целым рядом проблем, что привело к формированию компетентностного подхода к пониманию процесса и результатов высшего образования. Показано отличие знаниевой и компетентностной парадигм к высшему образованию; рассмотрена специфика содержания компетентностного подхода.
Ключевые слова: политика, проект, цель, образовательная программа, норма, компетенция, компетентностный подход, знания, умения, навыки

Историко-правовые аспекты профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел 34

Закомалдин М.И.
В статье анализируется становление и развитие системы обучения и профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, в том числе подготовки к действиям в особых условиях. Данные вопросы рассматриваются в ретроспективе, начиная с момента становления данной системы (1920–1930-е гг.) в контексте общей системы военной и специальной подготовки граждан. Показана динамика и особенности развития системы профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел в предвоенный период, в годы Великой Отечественной войны, а также в последующий период, с учетом имеющегося историко-правового опыта как по отдельным направлениям деятельности органов внутренних дел, так и в региональном плане. Описание данной многоаспектной проблемы осуществляется с учетом современного состояния и потребностей развития системы профессиональной подготовки кадров, в контексте стоящих служебно-боевых задач, решаемых органами внутренних дел, а также в связи с особой актуальностью данной проблемы в свете принятых и разрабатываемых федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся участия граждан в охране общественного порядка, расширения практики привлечения населения к правоохранительной деятельности. Особое значение в содержании рассматриваемой проблемы, по мнению автора, имеют вопросы взаимодействия органов внутренних дел с населением в решении правоохранительных задач, совершенствование уровня профессиональной подготовки личного состава применительно к действиям в различных условиях.
Ключевые слова: органы внутренних дел, МВД, профессиональная подготовка, служебная подготовка, командирская учеба, военное время, Великая Отечественная война, чрезвычайные обстоятельства, экстремальные ситуации, действия в особых условиях

Развитие негосударственного сектора высшего профессионального образования как субъекта образовательной деятельности 57

Мухаметзянова Ф.Г., Мустафина З.Г., Вафина В.Р.
В статье рассматриваются вопросы становления и развития негосударственного сектора высшего профессионального образования как субъекта образовательной деятельности в различных контекстах. Социально-экономические условия вызвали в российском образовательном пространстве новый феномен – негосударственный сектор высшего профессионального образования, который имеет длительную предысторию и короткую историю. Негосударственный сектор высшего профессионального образования является динамическим образовательным процессом, имеющим стратегию и тактику, ориентированным на развитие вуза как субъекта образовательной деятельности. К негосударственному сектору высшего про-фессионального образования предъявляются особые требования не только социально-экономи¬ческого, но и социально-психологического содержания. Эти требования продиктованы тем, что современное высшее образование далеко не в полной мере отвечает новым вызовам эпохи, которые предъявляет рынок труда к качеству подготовки современных специалистов и бакалавров. В развитии негосударственного сектора ВПО наметились новые тенденции оптимизации, которые стимулируют поиск оптимальных путей образовательной деятельности негосударственных вузов. Одной из реакций на проблемную ситуацию, сложившуюся в отечественном высшем профессиональном образовании, стало расширение видового ряда и состава высших учебных заведений в России. Для исследования феномена негосударственного высшего профессионального образования в РФ необходимо выделить отличия государственного высшего образования и негосударственного. Вузы негосударственного сектора высшего профессионального образования обладают рядом отличий от вузов государственных, касающихся вопросов: финансирования; организационно-правовой формы; дифференциации спектра преподаваемых дисциплин; «социального моста». Система негосударственного высшего образования является важным компонентом отечественного образования и как субъект образовательной деятельности обладает достоинствами и резервами. Процесс развития негосударственного сектора высшего профессионального образования как субъекта образовательной деятельности обусловлен историческими предпосылками, социокультурными, экономическими, полити-ческими и психолого-педагогическими условиями и реалиями.
Ключевые слова: негосударственный сектор высшего профессионального образования, феномен негосударственного вуза, историогенез негосударственного сектора высшего профес-сионального образования, негосударственный вуз как субъект образовательной деятельности

Формирование социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования 41

Кашапова Л.М., Шеина Л.П., Шеин Ю.П.
В статье рассматривается гипотеза об использовании положительного потенциала системы инклюзивного образования как необходимого условия формирования социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы анализируют особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в массовой школе в условиях инклюзии. Проблема формирования социальной успешности лиц с ОВЗ исследуется нами в психолого-педагогическом ракурсе. В статье представлены отдельные материалы проведенного исследования на этапе констатирующего эксперимента, выявляющего критерии успешности у обучающихся подростков с ОВЗ и их сверстников без таковых ограничений. Определены первоочередные задачи ресурсного обеспечения развития системы инклюзивного образования. В начале работы дается краткий обзор направлений изучения проблемы в России и за рубежом, на основании чего были сделаны выводы о том, что исследования ведутся по многим аспектам, но вопрос формирования социальной успешности лиц с ОВЗ в системе инклюзивного образования не находит должного отражения в научном осмыслении. В данной публикации рассматриваются трактовки понятий «система инклюзивного образования», «обучающиеся с ОВЗ». Инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и сверстников без явных патологий. В определении дефиниции, обозначающей данную категорию лиц, отмечается деликатная сторона вопроса, так как в научном обиходе имеются различные подходы в трактовке термина «обучающиеся с ОВЗ». Вслед за западными учеными авторы обосновывают позицию, что более корректным термином, отражающим специфику данной категории лиц, будет являться «дети с особенностями психофизического развития».
Ключевые слова: формирование социальной успешности лиц с ОВЗ, инклюзивное образование

Проблемы ресоциализации осужденных – приверженцев идеологии насилия, национализма и расизма 49

Красненкова С.А.
Статья посвящена исследованию криминологических характеристик и инди-видуально-психологических особенностей личности осужденных за преступления, совершенные в экстремистских целях. В исследовании представлено единство науки и результаты практической деятельности самого автора. Предложен портрет приверженца экстремистской идеологии, состоявшего в антисоциальных националистических молодежных группировках, с целью совершения преступлений (нападений на граждан) по мотивам расовой и национальной ненависти и вражды, включая особенности поведения непосредственно в период отбывания наказания с изоляцией от общества в местах лишения свободы. Отмечено, что осужденные за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности, поступая в исправительные учреждения, не меняют своих взглядов и не раскаиваются. Акцентировано внимание на многообразных и разноплановых проблемах ресоциализации приверженцев идеологии национализма и расизма, отбывающих уголовные наказания за насильственные преступления. Под ресоциализацией личности, придерживающейся экстремистской идеологии, понимается комплекс правовых, психологических, воспитательных, духовно-нравственных мер воздействия на осужденного сотрудниками пенитенциарного учреждения, оказание ему помощи в усвоении общепринятых норм и правил, общечеловеческих нравственных ценностей, с целью формирования толерантной, законопослушной личности, ответственной за свое поведение. С учетом социальных характеристик, нравственно-психологических свойств и особенностей внутреннего мира личности, отличающейся нравственной и мировоззренческой дезориентацией, обозначены психологические и воспитательные методы работы сотрудников уголовно-исполнительной системы по подготовке осужденного к жизни на свободе. Психокоррекция должна быть нацелена на профилактику немотивированной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, сознательного отказа от деструктивного поведения. Учет факторов формирования экстремистского поведения молодежи способствует воспитанию толерантной, социально ответственной личности, ориентированной на ценности патриотизма и гражданственности. Высказана надежда, что материал статьи поможет всем заинтересованным лицам не только повысить свою профессиональную компетентность и уровень информированности о проблеме молодежного экстремизма, но и организовать профилактическую работу таким образом, чтобы она действительно содействовала снижению межнациональной напряженности в условиях современной России.
Ключевые слова: юридическая психология, молодежный экстремизм, идеология насилия, уголовно-исполнительная система России, осужденный к лишению свободы, ресоциализация личности

Гражданско-патриотическое воспитание в студенческой среде как актуальная социальная задача 62

Рахматуллина З.Я., Кашапова А.И.
В статье рассматриваются проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи в студенческой среде, которые приобретают особую актуальность в современных условиях. Авторы анализируют сущность, цели и специфику организации гражданско-пат¬риотического воспитания студенческой молодежи. Дается определение таких терминов, как «воспитание» и «гражданско-патриотическое воспитание», которые на сегодняшний день являются основой формирования социальной активности студентов, их гражданской ответственности и духовности. Авторы раскрывают содержание принципа интегративности процесса обучения и воспитания, лежащего в основе работы по гражданско-патрио¬тическому воспитанию в студенческой среде. Отдельно обозначается воспитательное обучение как один из основных общественно необходимых видов деятельности, в процессе которого полученные студентами знания используются в практической деятельности по патриотическому и гражданско-патриотическому служению Родине. Также в статье рассматривается внедрение многообразных форм общевоспитательного характера в высших учебных заведениях и их влияние на успешную реализацию гражданско-патриотического воспитания в студен-ческой среде. В статье делается вывод о том, что для эффективной реализации граж-данско-патриотического воспитания в студенческой среде необходима систематическая работа по воспитанию патриотизма, охватывающая семью, школу, подростковые клубы. Главной целью гражданско-патриотического воспитания в студенческой среде является развитие институциональной системы воспитания студенческой молодежи. Должная организация воспитательного процесса и эффективное управление ими являются ключевыми механизмами в достижении высокой результативности работы по воспитанию гражданственности и патриотизма.
Ключевые слова: общество, молодежь, воспитание, студенческая среда, патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание

Недемократические политические режимы: основные направления исследований в современной политической науке 70

Шкель С.Н
В статье дается обзор основных направлений исследования недемократических политических режимов в современной политической науке. На основе трудов Б.Геддес с точки зрения эвристической ценности проведен анализ новых типологий авторитаризма, позволяющих объяснить логику не только демократического транзита, но и переходов от одной формы недемократического режима в другую форму автократии. Исследование работ Дж.Ганди, А.Пше¬ворского, Б.Буэно де Мескита, К.Дарден и других позволило раскрыть основные факторы устойчивости авторитарных режимов и стратегии их функционирования в виде кооптации, легитимации и репрессий. На основе современных теоретических подходов показаны специфические аспекты и значение представительных институтов в авторитарных режимах, обеспечивающих их устойчивость и эффективность. Систематизированы основные факторы, способствующие трансформации недемократических режимов. Кроме обобщения ключевых достижений в познании современных форм авторитаризма, в статье затрагиваются также дискуссионные вопросы, которые еще ждут своего разрешения. В частности, подвергнуты критическому анализу такие спорные области в современном научном дискурсе, как влияние институционального устройства авторитарных режимов с точки зрения их устойчивости или уязвимости; роль формальных и неформальных политических практик в контексте логики развития авто-кратий; параметры стратегического выбора политических акторов (инкумбента и оппозиции) и их последствия на развитие авторитарных режимных форм. В статье делается вывод, что многообразие концептуальных подходов и разных объяснительных теоретических схем, разработанных в современной политической науке относительно недемократических режимов, является скорее достоинством, нежели недостатком, поскольку расширяет методологический инструментарий анализа авторитаризма и помогает выбрать исследователям наиболее удобную стратегию анализа в зави-симости от конкретных аналитических задач.
Ключевые слова: Недемократические политические режимы: основные направления исследований в современной политической науке

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

О некоторых перспективах создания «Лингвистического атласа Южного Урала: Республика Башкортостан и Оренбургский край» 77

Абубакирова Л.Ф., Дюсупова Л.В.
Статья содержит исследование истоков и причин многоязычия на территории Башкортостана и Оренбургского края, а также вопросов комплексного картографирования языков региона. Многообразие языков, исторически сложившееся в данном регионе, объясняется сложной историей заселения, которая происходила в течение нескольких веков при последовательном, а иногда и одновременном перемещении ряда народов – носителей неродственных языков. В результате языковые контакты различных народов привели, с одной стороны, к лексическому проникновению, а с другой – к современному полилингвизму. Для многих этнических групп исследуемого региона характерен билингвизм. В то же время, как указывают исследователи, полной симметрии в социально-экономических условиях функционирования даже двух языков в одном обществе практически не бывает. Проблема миноритарных языков в полиэтнических регионах может рассматри-ваться в двух аспектах: во-первых, с точки зрения возможности так называемой языковой смерти, т. е. постепенного вымирания малых языков, и, во-вторых, с точки зрения особенностей менталитета тех носителей языков, которые проживают хотя и достаточно компактно, но не столь многочисленны, чтобы претендовать на какое-то официальное закрепление государственных функций своих языков. «Исчезновение», «гибель» или «умирание» языков становится модной темой в трудах и дискуссиях отечественных и зарубежных филологов. По мнению некоторых американских исследователей, за текущее столетие 90 % языков, представляющих человечество, исчезнут, перейдут в разряд мертвых языков. Поэтому с 1993 года по инициативе ЮНЕСКО создается «Красная книга исчезающих языков», а в последние годы говорят и о необходимости создания «Зеленой книги языков», в которой нашли бы свое место языки возрожденные, языки, пережившие ревитализацию» [1, с. 15]. «Лингвистический атлас Южного Урала: Республика Башкортостан и Оренбургский край» станет первым научным изданием, в котором будут представлены как теоретические сведения о языках, так и наглядные иллюстрации в виде карт и диаграмм. Он послужит основой для будущих лингвистических исследований, для осуществления оптимальной языковой политики в пределах данных регионов.
Ключевые слова: языки Башкортостана и Оренбургского края, полилингвизм, основные языки, этноязыковое взаимодействие и контактирование языков, языковая ситуация, двуязы-чие, многоязычие, языковой атлас

Годонимия полиэтнического города: диахронический и синхронический аспекты (на языковом материале города Уфы) 83

Исмагилова Н.В.
Статья посвящена анализу годонимической системы города Уфы в диахронии и синхронии. Исследуются разные виды годонимов, основные принципы номинации, а также наиболее частотные словообразовательные модели официальных и неофициальных наименований прошлого и настоящего времени. При сравнении годонимической системы города Уфы и других российских городов выявляется специфика уфимской годонимии. В статье особое внимание уделяется изучению функционирования неофициальных номинаций улиц в разговорной речи и жаргоне. В исследовании делается вывод о том, что годонимы города Уфы, как и любого другого города, отражают политические, экономические, культурные, идеологические тенденции того или иного периода в жизни страны. Сравнительное изучение официальных и неофициальных годонимов города Уфы и других российских городов дает возможность говорить о том, что их системы номинаций похожи и различаются только в некоторых деталях. Но конкретная реализация этих принципов и способов номинации в лексике языка каждого города, как правило, индивидуальна. Специфика официальных уфимских годонимов заключается в существовании названий, данных в честь Уфы, ее районов и микрорайонов, Республики Башкортостан, различных географических объектов республики, местных известных деятелей науки и культуры, исторических лиц. Неофициальные годонимы отличаются вариативностью, а также часто имеют эмоционально-экспрессивную окраску. Такие номинации обычно носят окказиональный характер. Способы образования неофициальных обозначений линейных объектов в Уфе те же, что и в других российских городах. В этих номинациях явственно прослеживается тенденция к упрощению официальных названий, установка на языковую игру. Специфические официальные и неофициальные годонимы города Уфы отличают этот город от других городов, делают неповторимым его лингвистический ландшафт и придают особую, местную, окраску языку данного города.
Ключевые слова: годонимы, жаргон, принципы номинации, разговорная речь, урбанонимы, Уфа, язык города

Аппликационный орнамент башкирской обуви в контексте древней мифологии 92

Камалиева А.С.
В данной статье представлен один из возможных вариантов интерпретации орнаментального рисунка на башкирской обуви сарык. Старинная обувь башкир – сарык, ранее описанная в научной и популярной литературе, современному обществу известна как вид праздничной одежды и традиционная обувь для большинства костюмных комплексов юго-восточных башкир. Однако ученые определяют ареал ее распространения несколькими районами Восточного Зауралья, Курганской и Челябинской областей. Сарыки по функциональной и конструктивной основе обнаруживают близкое сходство с подобной обувью у народов Южной Сибири. Исторической наукой доказано присутствие в культуре башкир элементов, сложившихся в результате культурных и хозяйственных контактов с племенами Алтая, Южной Сибири, Средней Азии и Приаралья в глубокой древности, отголосками чего являются многочисленные образцы башкирского костюма. Научный интерес представляет семантика орнаментального узора на сарыках, выполненного техникой аппликации. Изогнутые, сплетенные в непрерывные линии, волнообразные и закрученные в спираль контуры рисунка составляют сложную по смыслу, вместе с тем гармоничную композицию. Анализ орнамента в контексте древней мифологии башкир и народов Сибири позволяет предположить, что в основе аппликационного рисунка лежит поклонение культу Матери-прародительницы. Полуовальная форма декора, сложившаяся, видимо, в древнейшую эпоху, навеяна культом пещер, который, по мнению многих ученых, тесно связан с верой древних в особую природу женского организма, способного рождать новую жизнь. Кроме того в рисунке ярко отражена идея о трехчастности мирового устройства.

Ключевые слова: башкирская культура, народный костюм, мифология, одежда, традиции

Организация и становление регулярного телевещания в Башкирии 9

Мухаметзянова Э.В
В статье анализируется история становления телевидения Башкирской АССР, которое возникло во второй половине 1950-х годов, когда в Советском Союзе начинает формироваться система центрального, республиканского и местного телевидения. Приход телевидения в Башкирскую АССР был осуществлен на волне телефикации союзных и автономных республик. Развитие телевещания шло форсированными темпами, что объяснялось возможностью мощного воздействия телевидения на сознание советских граждан с целью внедрения коммунистических идеалов партийным руководством. Башкирская телестудия стала структурной единицей союзного телевещания, основным предназначением которой было знакомство телеаудитории с местным материалом и создание передач для общесоюзного вещания. У истоков основания Башкирской телестудии в 1959 г. стояли специалисты, приехавшие из разных уголков Советского Союза, так как в Башкирской АССР не было учебных заведений, готовивших телевизионные кадры, да и само телевидение было абсолютно новым делом. Руководство страны и партия сразу высоко оценило потенциальные возможности телевидения в деле идеологического воспитания советского народа, поэтому развитию как союзного, так и республиканского телевидения уделялось значительное внимание. С первых же дней вещания Башкирская телестудия стала стремиться к созданию собственных оригинальных передач, исходным материалом для которых стала богатая культура народов, проживающих на территории республики. Факты говорят о том, что изначально телевидение республики не просто пропагандировало и транслировало национальное искусство народов республики, но и способствовало оживлению культурной жизни Башкирской АССР. В статье раскрывается становление телерадиокомпании Башкирской АССР в 1959–1965 годах: создание материально-технической базы телевещания, формирование партийно-государственного руководства республиканским телевидением, редакционный состав телестудии, специфика кадровой политики, первые творческие шаги национального телевидения.
Ключевые слова: история телевидения, региональные СМИ, Республика Башкортостан, Башкирское телевидение

Обсуждение вопроса о реформе православного прихода в церковных и правительственных кругах в 1905–1907 годах 108

Павлова О.С.
Статья посвящена изучению проблемы реформирования системы церковно-государст¬венного управления в начале XX века. В ходе широко развернувшихся дискуссий в церковной и общественной сферах о возможных путях реформирования важное место занял вопрос приходского устройства. Суть проблемы характеризовалась тем, что современная тому времени организация прихода не позволяла ему в полной мере выполнять главную функцию первоначальной ячейки Церкви. Важность преобразований в этой сфере общественно-церковной жизни осознавалась правительством, церковными иерархами и общественными деятелями. Новый импульс развития, как в практической, так и теоретической плоскости, данный вопрос получил в условиях революционных событий 1905–1907 годов. В статье на основании привлечения архивных источников, материалов изданий начала ХХ века, а также современных исследований рассматривается судьба приходской реформы в указанный период. Анализ взглядов и мнений епархиальных архиереев позволяет сделать вывод о том, что их объединяла критика современного состояния приходской жизни и солидарность в желании произвести перемены в этом направлении. В статье изучен опыт деятельности Четвертого отделения Предсоборного Присутствия 1906 года, которое специально занималось поиском путей наилучшего решения приходской реформы. Исследование показало, что предпринятые шаги к разработке нового Устава православных приходов, который получил широкий отклик и активное обсуждение в церковной и правительственной сферах, не принесли ожидаемого результата. Приходской вопрос так и остался открытым. Одна из причин подобного положения дел объяснялась тем, что все предложения относительно нового устройства православного прихода тесным образом были связаны с глобальным вопросом о реформе церковно-государственных отношений. В статье раскрывается вопрос развития дискуссий о реформе православного прихода, которые широко развернулись на страницах периодической печати, в высших правительственных кругах и в рамках деятельности Предсоборного присутствия.
Ключевые слова: приход, церковно-государственные отношения, Предсоборное Присутствие, Русская Православная церковь, реформа

Духовная картина мира и ее аналоги 114

Рассолова И.Ю.
В статье исследуются определенные аналоги Духовной картины мира, на роль которых могут претендовать Математическая картина мира и Художественная картина мира. Математика, наряду с музыкой и поэзией, является высшей потенцией духа как чистой субъективности. Музыка, для которой характерен вместо закона основания закон самообоснования, также является универсальным чувствованием, или духовностью. В математике, поэзии и музыке духовный образ мира составляет результат преодоления смутного интуитивного рефлексирования. При этом процесс создания духовного образа предполагает органическое вплетение рационального типа мышления в эстетическое отношение ученого или художника к объекту своего творчества, что, в свою очередь, становится доминантой в процессе художественного отношения к миру. В статье делается вывод, что нельзя резко противопоставлять науку и искусство. Духовная картина мира, соединяя их в одну синтетическую целостность, ищет в математических мирах скрытую гармонию и элементы поэзии. Духовная картина мира задает некую систему координат, которую определяет трансцендентальное «Я», в нее помещается не просто мир, воссоздаваемый в данной «картине», а уже определенным образом «теоретизированный мир» или совокупность таких идеализированных «миров», выстроенных вокруг общекультурной картины мира. Ни Математическая, ни Художественная картины мира не могут претендовать на статус Духовной картины мира, хотя и являются ее определенными воплощениями, потому как эти «картины» являются до некоторой степени формами или типами существования духовности. Также нахождение истины состоит в том, чтобы выявить именно тот «дух», который скрывается за той или иной философской системой, художественным произведением, научной идеей или гипотезой. В этом плане представляется актуальным рассмотрение Духовной картины мира как рефлексии над основаниями общих и частных «картин», вписанных в общекультурный образ мира.
Ключевые слова: Духовная картина мира, Математическая картина мира, Художественная картина мира, эстетика, наука, духовная «потенция», трансцендентальное «Я»

суфизм, шариат, тарикат, хакикат, нафс, рух, кальб 120

Рахматуллин Р.Ю.
Целью статьи является освещение ключевых проблем суфийской антропологии: о сущности человека, его отношений с Богом, классификации людей. Основные положения суфийского учения о человеке интерпретируются в контексте коранической антропологии. Тем самым развивается тезис о мусульманской природе суфизма, критикуется салафитский (ваххабитский) взгляд о тождестве человека и Бога, а также неосуфийская точка зрения о поликонфессиональной природе суфизма. Человек рассматривается как триединство телесного, социального и духовного компонентов, каждый из которых может доминировать в нем, определяя тип его поведения. Исходя из основных положений суфийской антропологии, вводится новая классификация, согласно которой все люди делятся на три категории: а) люди-животные (биологический тип), б) люди-личности (социальный тип), в) святые (духовный тип). Объясняется суть суфийского пути совершенствования человека, насчитывающий три ступени: шариат, тарикат, хакикат. Целью шариата является достижении минимальной зависимости человека от имиджей массовой культуры. Цель тариката – в уничтожении привитых обществом стереотипов при помощи специальных психотехник, формирование новой формы восприятия мира, основанной на суфийских принципах. Цель хакиката – в достижении полной свободы человека от вещей и людей, понимании единства человека и Бога. Новизна исследования заключается в построении обобщенной модели человека, основанной на принципах разных суфийских орденов.
Ключевые слова: суфизм, шариат, тарикат, хакикат, нафс, рух, кальб

Проблема Крыма: историко-геополитические аспекты 129

Ямалов М.Б.
В статье раскрывается тезис о недостаточности формально-юридического подхода к проблеме Крыма и Севастополя, о необходимости учета всей совокупности исторических и геополитических факторов. Описывается сложность проблем украинской государственности, цивилизационные, историко-геополитические аспекты украинского кризиса. Современное Украинская республика создавалась в ХХ веке, с 5 (1917 год) до 25 областей (1991 год). Столица из Харькова в Киев перешла только в 1934 году. В состав Украины были включены прежние территории РСФСР, Румынии, Польши, Чехословакии. В 1954 году с нарушением конституционных норм Украине была передана Крымская область России. При этом Севастополь остался городом союзного подчинения. В рамках единого Советского Союза эти вопросы не имели существенного значения. Ситуация в корне изменилась с распадом СССР. Особенности Беловежских соглашений, реалий постсоветского пространства предполагали общее решение стратегических, внешнеполитических, экономических вопросов. Это касается и вопросов Крыма, включая Севастополь. По Севастополю нет ни одного документа, изменяющего его союзное, затем российское подчинение. Ситуацию обострили события 2013–2014 годов, когда западные страны нарушили статус Украины, поддержали государственный переворот с участием правых, радикальных сил. Население Юго-Востока Украины не признает эти изменения, выступает против неонацистских тенденций, требует федерализации. Автором отмечается антироссийская направлен-ность западного вмешательства во внутренние дела Украины, в контексте расширения НАТО, развертывания ПРО, роста геополитических угроз безопасности России. Политика России в отношении Украинского кризиса носит принципиальный характер. В статье обосновывается правомерность воссоединения России с Крымом и Сева-стополем, позитивная роль России в процессе разрешения кризиса в Украине, в становлении многополярного мира.
Ключевые слова: формально-юридический подход, геополитика, украинская государственность, цивилизационный разлом, Крымский федеральный округ, реабилитация крымских народов, позитивная роль России, многополярный мир

ЗА РУБЕЖОМ

Концепция развития педагогического мастерства мастеров производственного обучения в профессиональных технических учебных заведениях 138

Ковальчук В.И.
Представлены теоретические основания развития педагогического мастерства мастеров производственного обучения ПТУЗ. Сформулирована авторская концепция развития педагогического мастерства мастеров производственного обучения ПТУЗ, которая развернута в ряде концептуальных положений. Развитие педагогического мастерства мастеров производственного обучения ПТУЗ представлено как деятельность субъектов повышения квалификации, направленная на педагогическую поддержку и сопровождение профессионального развития мастеров производственного обучения ПТУЗ в аспекте формирования у них ценностных установок, определяющих мотивы профессиональной деятельности и регулирующих отдельные ее операции. К ожидаемым результатам такого формирования отнесены специфические профессиональные знания и умения; эффективные навыки поведения в конкретных ситуациях; психофизиологические свойства, обеспечивающие реализацию этих навыков. К перспективным направлениям исследования отнесена конкретизация отдельных положений концепции посредством моделирования предметной области «Развитие педагогического мастерства мастеров производственного обучения ПТУЗ».
Ключевые слова: концепция, педагогическое мастерство, мастер производственного обучения, ПТУЗ, повышение квалификации, профессиональная деятельность

Русские военнопленные в Болгарии в период 1915–1918 годов 145

Пеев Г.
Статья посвящена рассмотрению проблем военнопленных, оказавшихся в период 1915–1918 годов в Болгарии. Описываются вступление Болгарии в Первую мировую войну и начало военных действий на фронтах, на которых сражались болгарские войска. Автор подробно останавливается на том, как и когда в Болгарии появились русские военнопленные, где и в каких условиях они содержались. Характеризуется роль военного министерства и Бюро по делам военнопленных Болгарии, а также посольства Голландии и Красного Креста в работе по оказанию помощи русским военнопленным. Опираясь на болгарские архивные источники, автор приводит сведения о численности и составе находившихся в Болгарии русских военнопленных, о рационе их питания и бытовом устройстве, показывает трудности работы с военнопленными, раскрывает причины этих трудностей. В статье автор специально останавливается на том, как изменилось положение русских военнопленных после революционных событий 1917 года, как эти события и последующая Гражданская война отразились на процессе возвращения военнопленных в Россию.
Ключевые слова: Первая мировая война, Болгария, русские военнопленные, Бюро по делам военнопленных, Красный Крест, работа с военнопленными, репатриация

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Булгаризмы в апеллятивной лексике башкирского и мадьярского (венгерского) языков 155

Валиева М.Р.
В статье рассматриваются булгаризмы башкирского и мадьярского языков с целью исследования истории формирования и развития башкирской лексики. В Средние века булгары, мадьяры, башкиры проживали на смежных территориях и у них сложилась определенная общность в материальной, духовной культуре. Весь этот исторический процесс породил многочисленные лексические соответствия в их языках, которые мы делим на тематические группы: термины родства, земледелия, лексика, отражающая охоту, рыболовство, плотнично-столярное ремесло, наименования одежды, наименования продуктов питания, наименования жилища и домашней утвари, наименования животных и птиц, наименования болезней и соматическая лексика, наименования природных явлений и географические термины, наименования цветов, качеств, величин, признаков (т. е. прилагательные), наименования действий и состояний (т. е. глаголы). Сбор булгаризмов из апеллятивной лексики мадьярского языка и их сопоставление с башкирскими словами показало то, что в основе обоих языков лежит общая тюркская лексика. Булгаризмы венгерского языка близки, порой идентичны со словами баш¬кирского языка. Однако такие лексемы имеют фонетические отличия в строении слова, т.е. претерпели определенные фонетические изменения. Результаты наших исследований предоставляют информацию для реконструкции истории лексики башкирского, мадьярского языков, сведения о дописьменных периодах их истории, о культуре и взаимных контактах, что углубляет временную перспективу в башкирском языкознании и дает материал для исторической типологии дальнородственных языков (уральские и тюркские языки), также составляют научную базу башкирского сравнительно-исторического языкознания, этимологии, лингвистической палеонтологии.
Ключевые слова: апеллятивная лексика, башкирский язык, булгаризм, заимствование, лексема, мадьярский язык, тюркская лексика, фонетическое изменение

Репутация промышленных компаний: понятие и определяющие факторы 160

Дульмаганова С.Р.
В статье отражены результаты основных научных исследований в области определения сущности и особенностей репутации промышленных компаний. Кроме того, основное внимание уделено рассмотрению содержащихся в литературе определений терминов «репутация» и «деловая репутация» применительно к промышленной компании, факторов формирования репутации компании, приводятся примеры классификации этих факторов в зависимости от различных условий и обстоятельств. В статье описываются и характеризуются субъекты, средства и методы, формирующие деловую репутацию промышленного предприятия. Отдельное внимание уделяется классификации факторов, влияющих на формирование репутации компании и анализу оснований, которые могут учитываться в этой классификации. Факторы группируются по направленности влияния, по продолжительности действия, по значимости, по созданию. Приведенный анализ факторов формирования репутации промышленных компаний позволил сделать выводы о том, что уже на стадии создания промышленного предприятия должен быть проведен анализ тех факторов, которые будут влиять на формирование его репутации и которые необходимо в дальнейшем систематически отслеживать, чтобы способствовать укреплению положительной деловой репутации компании, а в случае ее ухудшения – предпринять соответствующие координирующие действия, направленные на устранение или минимизацию действия тех факторов, которые вызывают снижение уровня репутации, усиливая при этом влияние позитивных факторов.
Ключевые слова: понятие репутации, репутация компании, формирование репутации, промышленность, классификация факторов, деловая репутация, средства формирования репутации, репутационный менеджмент, группы факторов

Взаимосвязь идей православия и социализма в идеологии Коммунистической партии Российской Федерации 166

Емкова Е.Ю.
В статье анализируются теоретические предпосылки формирования идеологии современной российской коммунистической партии. Автор, опираясь на труды ее лидера и основного теоретика Г.А.Зюганова, приходит к выводу, что перед лицом отрицаемой коммунистами вестернизации, ими осуществляется попытка нового осмысления многовекового опыта существования православной державы и успешного примера строительства социализма в СССР, на основе чего и выдвигается концепция «православного социализма» как нерушимого идеологического синтеза двух основных парадигм в истории России. Коммунистическая оппозиция противопоставляла проводимому в Российской Федерации либеральному курсу, не только требования возращения социальных завоеваний Октябрьской революции и объединения «евразийского геополитического пространства», но и проводила последовательную политику по отказу и осуждению богоборчества и массированной антицерковной и антирелигиозной кампании, проводившейся в советский период. Согласно представленной позиции, единство и целостность российского государства обусловливается не только экономическими и политическими, но и духовно-религиозными связями, а его существование и развитие могут быть обеспечены лишь при утверждении и сохранении приоритета в обществе русской православной традиции. В трудах Г.А.Зюганова постулируется, что политика государства должна быть направлена на поддержание усилий Русской Православной церкви по упрочению духовности и нравственности в обществе.
Ключевые слова: Коммунистическая партия Российской Федерации, православие, социализм, православный социализм, идеология

Изображение подвигов богатырей в башкирском и русском эпосах 172

Кульсарин Н.Г.
Статья посвящена сравнительному и историко-типологическому анализу башкирских и русских героических эпосов. Особое внимание уделено в ней рассмотрению образов богатырей, раскрытию причины и характера совершения ими подвигов. Среди героев-борцов с мифическими существами выделяются образы Урал-батыра, Добрыни, Алеши Поповича. Разного рода чудовища, с которыми сражаются богатыри, олицетворяют не только грозные силы природы, но и носителей общественного зла. В работе анализируются двукратное змееборчество героя в былине «Добрыня и Змей», поединок богатыря с Тугариным в былине «Алеша Попович и Тугарин», подвиги заглавного героя башкирского эпоса «Урал-батыр». В борьбе против иноземных захватчиков богатыри отличаются не только физической силой, но и рассудительностью. В образах Ильи Муромца, Ермака, Сухмана, Ек-Мэргена воплощены такие черты характера, как гуманность, дальновидность и верность богатырскому долгу. В эпическом наследии башкирского и русского народов особое место занимают образы богатырей, стремившихся восстановить попранную справедливость, нарушенный порядок жизни в обществе. Среди них ярко выделяются образы Карасакала, Салавата, Василия Буслаевича и др. При встрече с противником герой обычно действует прямо и открыто (Илья Муромец, Василий Буслаевич, Урал-батыр, Алпамыша), но может прибегнуть и к хитрости, ввести врага в заблуждение (Алеша Попович), а в случаях крайней опасности может прибегнуть к чьей-то помощи (Хаубан, Ек-Мэрген, Добрыня и др.). При описании подвигов богатырей в эпосе часто используются такие приемы, как гипербола и сравнение. В поздних эпосах традиция единоборства героя с противниками дополняется историческими реалиями и хронотопами.
Ключевые слова: башкирский и русский героический эпос, борьба против врагов, спасение родной земли, подвиги богатырей, облик противника, характер героя, идея и поэтика эпоса

Политическое стимулирование в обществе: понятие, ключевые вопросы прикладного исследования 177

Плискина А.В.
В статье подчеркивается необходимость совершенствования взаимоотношений государственной власти с населением, раскрывается содержание меритократической функции политического стимулирования, реализуемого через совокупность частных функций: стимулирующей, селективной, регулятивно-правовой и экспертной. Показана актуальность прикладного исследования политического стимулирования в меритократическом аспекте в виде трех доводов: стратификационно-иерархической дифференциации общества и резко поляризованного разделения на «верхи» и «низы»; влияние меритократического фактора в отношениях власти и населения; изучение меритократической тенденции и ее изменений. Характеризуется стимулирование как процесс поощрения или наказания, создания благоприятных условий для определенного вида деятельности и в предоставлении наград, льгот и преимуществ за достигнутые результаты. Практика стимулирования представлена в виде краткого исторического экскурса с примерами Петровской Табели о рангах, особенностями наградной системы в дореволюционный и современный периоды времени. Перечислены некоторые принципы политического стимулирования, а также показана необходимость проявления благоприятных условий в наградной практике из наработанных в социологии трактовок стимулирования. Отражены некоторые результаты прикладного исследования меритократической функции политического стимулирования на тему «Отношение населения к награждениям жителей Кузбасса» среди респондентов, неоднократно бывших свидетелями награждений в регионе. Отмечены основные недостатки существующей практики в реализации меритократической функции стимулирования. Предложены собственные определения ключевых понятий, относящихся к теме: меритократическая функция, меритократический фактор, меритократический наградной механизм. Перечисляются основные препятствия на пути реализации меритократической функции политического стимулирования. Обосновываются выводы о востребованности политического стимулирования в обществе и необходимости проявления меритократии.
Ключевые слова: стимулирование, меритократическая функция политического стимулирования, принципы политического стимулирования, наградной механизм

К истории происхождения башкирского рода кара-табын 184

Сальманов А.С.
В статье раскрываются этнические связи башкирского рода кара-табын с казахским племенем дулат, которые были связаны, как и табынцы, с древним народом усунь и племенным объединением дулу. По мнению башкирских исследователей, еще до прихода табынцев в Семиречье, на Алтае часть дулатов носила название «табын», что фиксировалось в текстах древнетюркских письменных памятников под названием – та-табы. Предки табынцев были известны со времен Тюркских каганатов как отдельное этнополитическое объединение, состав которого на Алтае в VII в. мог сильно отличаться от состава табынского объединения на Иртыше X в., так как табынцы после падения каганатов были вовлечены в новую волну движения кочевников на запад. На Иртыше в недрах Кимакского каганата примерно в IX в. было сформировано башкирское племенное объединение табын. В X в. произошел распад Кыргызского каганата и на Иртыш перешла бежавшая от победоносных киданей аристократическая верхушка енисейских кыргыз. Видимо в связи с этим в X в. у кимаков был зафиксирован правящий род из та-табов, усиленный пришлыми родоплеменными образованиями. Автор выдвигает гипотезу, что отмечаемый Р.Г.Кузеевым «усуньский компонент», предполагаемый в составе табынцев (род кара-табын), является бежавшей от киданей частью енисейских кыргыз. Данное мнение подтверждается археологическими находкам сибирского типа (аналогии имеются в памятниках енисейских кыргыз X в.) в местах проживания в XIII–XIV вв. башкирских кара-табынцев. Вывод статьи – правящий род в табынском племенном объединении кара-табын происходит из элиты енисейских кыргыз, который стал лидировать в табынском объединении еще будучи в составе Кимакского каганата.
Ключевые слова: генеалогия, этнические связи, кара-табын, дулат, енисейские кыргызы

Музыкальность романов И.Бахман «Малина» и Э.Елинек «Пианистка» 189

Съёмщикова Е.О.
В статье рассматриваются романы представительниц австрийской литературы Ингеборг Бахман «Малина» и Эльфриды Eлинек «Пианистка». Историче-ское прошлое их общей родины, связанное с распространением идей национал-социализма и событиями Второй мировой войны, реальность послевоенного устройства мира и самой Австрии, отношение к литературе и литераторам в тот переломный период, несомненно, оказали влияние на становление И.Бахман и Э.Елинек как писателей. Это обуславливает, отчасти, схожесть особенностей их авторской манеры. В данной статье романы исследуются на предмет наличия в них музыкальных явлений различной природы, изучаются формы проявления музыкальности и особенности данного приема у каждого автора. Музыкальную направленность текста поддерживает, в первую очередь, антураж повествования, а именно использование авторами различных му-зыкальных реалий. В романах упоминаются музыкальные инструменты, терминология и произведения, имена композиторов. Также стоит отметить особую авторскую манеру написания обоих романов. «Слышимое» впечатление от прочитанного создается на различных уровнях (синтаксическом, лексическом, графическом и фонологическом). Использование определенной лексики, графическое выделение некоторых фраз, особая синтаксическая организация текста, а также различные приемы (звукопись, аллитерация, ассонанс и др.), позволяющие услышать звучание каждого слова, – все это является общими составляющими музыкальности романов. Выявленные характерные черты позволяют говорить о сходстве особенностей поэтики австрийских литераторов, однако авторская уникальность Э.Елинек и И.Бахман не вызывает сомнения. Каждая из писательниц по-своему использует арсенал музыкального искус-ства и в разной мере привносит его в текст. И Э.Елинек, и И.Бахман отводят музыке важную роль. Она становится транслятором авторских идей, звучит порой красноречивей слов и наполняет дополнительным смыслом определенные эпизоды повествования.
Ключевые слова: И.Бахман, Э.Елинек, музыкальность, особенности поэтики, на грани музыки и прозы

ЛЮДИ И ДАТЫ

Государственный деятель Петр Петрович Башилов (1857–1919) 195

Кантимирова Р.И.
Статья посвящена российскому государственному деятелю П.П.Башилову, который в 1911–1917 годах был последним губернатором Уфимской губернии и внес заметный вклад в ее развитие в сложный период российской истории. Находясь на посту губернатора, он оказал большое содействие рыбоводству и рыболовству, в губернии организовал помощь населению Белебеевского, Златоустовского, Стерлитамакского уездов, пострадавшему от засухи, осуществлял контроль над свободной продажей продовольствия и уровнем цен на хлеб. П.П.Башилов и его администрация в 1912 г. провели большую работу по организации выборной кампании в четвертую Государственную Думу. Губернатор и местная администрация уделяли большое внимание развитию речного судоходства и железнодорожного транспорта. В статье рассматриваются проекты переустройства местного управления в Уфимской губернии, предложенные П.П.Башиловым, характеризуется положение дел в полицейских органах, раскрывается деятельность местной администрации по соблюдению в городах и селениях правил строительного и пожарного уставов, показывается эпидемиологическая политика властей губернии. С началом Первой мировой войны Уфимская губерния была объявлена на положении чрезвычайной охраны, которое указами губернатора продлевалось каждые полгода. В статье анализируется роль губернской администрации по размещению и трудоустройству беженцев войны, показывается роль уфимского комитета «Всероссийского союза помощи раненным воинам», взявшего на себя прием раненных и устройство госпиталей. В статье также характеризуется обстановка в губернии, связанная с войной, приведшая к кризису доверия населения к власти.
Ключевые слова: Уфимская губерния, губернатор, П.П.Башилов, губернская политика, губернское управление

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ