№5(73)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Использование элементов проблемного обучения в формировании у студентов педагогического вуза лингвокультурологической компетенции (на основе сопоставления русских, башкирских, английских и французских пословиц и поговорок) 5

Аитов В.Ф., Галимова Х.Х., Киреева З.Р.
В статье рассматриваются вопросы формирования у студентов лингвокультурологической компетенции как одного из компонентов коммуникативной иноязычной компетентности, необходимой для успешной социализации и самореа-лизации в условиях межкультурного общения. Включение в иноязычное образование элементов народного творчества (пословиц и поговорок), как видится авторами, будет способствовать более эффективному формированию лингвокультурологической компетенции. Наиболее оптимальным они видят организацию этого процесса на основе положений проблемного подхода. В статье рассматриваются такие понятия, как учебная проблема, проблемная ситуация, проблемное задание, проблемность и проблематизация. В работе освещаются важные теоретические аспекты, имеющие непосредственное отношение к вопросу формирования лингвокультурологической компетенции на основе сопоставления пословиц и поговорок разных культур. В частности, исследуются способы формирования лингвокультурологической компетенции на основе проблематизации учебного содержания, включающей три уровня реализации: лингвистический, коммуникативный и духовно-познавательный. В статье приводятся пословицы и поговорки на русском, башкирском, английском и французском языках и предлагаются примеры заданий для организации деятельности обучаемых на лингвистическом, коммуникативном и духовно-познавательном уровнях проблемности.
Ключевые слова: проблемное обучение, иноязычное образование, лингвокультурологическая компетенция, пословицы и поговорки

Профессиональная ориентация как фактор успешной социализации детей-сирот (на примере дореволюционной Уфимской губернии) 16

Букреева Л.Я., Сиренко Ю.В.
Статья посвящена одной из важнейших задач государства и общества – социальной защите и поддержке наиболее уязвимой категории населения – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и приспособлению к условиям жизне¬деятельности во взрослом социуме. Делается акцент на том, что отсутствие сформированных навыков к самостоятельной жизни, реального примера родителей, осознания необходимости саморазвития и профессионального совершенствования являются факторами, усугубляющими процесс социальной адаптации детей-сирот, поэтому качественная организация профориентационной работы в образовательных учреждениях для детей-сирот – залог их успешной социализации в будущем. В статье на основе ретроспективного анализа рассматри-ваются особенности профессиональной подготовки и трудового воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Уфимской губернии дореволюционного периода с целью установления преемственности и использования положительного опыта социально-педагогической защиты детей-сирот на современном этапе; акцентируется внимание на дифференциации профессиональной подготовки воспитанников приютов, которая проводилась с учетом гендерных особенностей призреваемых, их возраста и наклонностей, а также в зависимости от места расположения приюта; приводятся примеры практической подготовки, профессионального обучения воспитанников в стенах приютов и ремесленно-хозяйствен-ного обучения в специализированных профессиональных учебных заведениях для детей-сирот; проводится анализ профессиональных образовательных программ. В статье делается вывод, что кроме практической функции изучение ремесел во всех приютах имело широкое воспитательное значение, которое способствовало целостному личностному развитию детей. Статья основывается на материалах фондов Центрального исторического архива Республики Башкортостан.
Ключевые слова: дети-сироты, приюты, трудовое воспитание, профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, социализация

Понятие обстановки совершения преступления и характеристика обстановки совершения краж несовершеннолетними в группе 24

Егорышева Е.А.
Статья посвящена характеристике обстановки, в которой совершаются кражи несовершеннолетними в группе. Определение понятия «обстановки совершения преступления» имеет важное научное и практическое значение, так как оно самым тесным образом связано с вопросом оптимизации как практической, так и научно-исследовательской криминалистической деятельности. Говоря об обстановке совершения преступления, нужно отметить, что следователь создает модель события преступления, опираясь на данные обстановки совершения кражи, и выдвигает соответствующие версии. Обстановка совершения краж из помещений несовершеннолетними в группе включает в себя: 1) место, время совершения преступления; 2) состав группы и количество ее участников; 3) объект и предмет преступного посягательства; 4) следы преступления. При расследовании краж из помещений, совершенных группой несовершеннолетних, тщательное исследование места преступления имеет большое значение при построении версий и планировании дальнейшего расследования, так как находится во взаимосвязи с другими элементами обстановки преступления. Взаимосвязь времени и места совершения краж из помещений несовершеннолетними определяется несколькими факторами: большинство посягательств совершаются в первом-втором квартале года, в будние дни, преимущественно с 12 до 18 часов; в 35 % случаев из этого количества краж было совершено весной, особенно в апреле, из дачных и садовых участков. Однако подавляющее большинство составляют кражи, совершаемые несовершеннолетними из квартир граждан – в 65 % случаев. Объектом данного преступления являются отношения собственности, а предметом могут служить деньги, ювелирные изделия, бытовая, теле-, аудио-, видеоаппаратура, компьютеры, предметы одежды, транспортные средства, посуда, коллекционные предметы и др. Сопоставив взаимосвязи места совершения кражи несовершеннолетними в группе с другими элементами обстановки совершения этого преступления, нами были выявлены следующие закономерности: в квартирах кражи направлены на личное имущество граждан, интенсивность их совершения не зависит от времени года. В большинстве случаев несовершеннолетние совершают кражи в группе из 3 человек по предварительному сговору с 12 до 18 часов, в отношении своих знакомых или родственников.
Ключевые слова: обстановка совершения преступления, место преступления, кражи из помещений, следы преступления, группа несовершеннолетних

Проблема определения размера неустойки в договоре долевого участия строительства недвижимости с участием граждан при нарушениях застройщиком сроков сдачи объекта 32

Лысенко Е.С.
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с практикой применения судами положений ст. 333 Гражданского кодекса РФ об определении размера неустойки, подлежащей взысканию в пользу участников долевого строи-тельства жилья с застройщиков, в случае пропуска ими срока сдачи объекта долевого строительства. Актуальность взыскания неустойки в договорах долевого участия строительства жилья с участием граждан обосновывается тем, что типичным и самым распространенным нарушением со стороны застройщиков в договорах долевого строительства жилья является нарушение сроков сдачи объектов долевого строительства. Взыскание неустойки в этом случае, по замыслу законодателя, должно стать действенным способом мотивации застройщиков к своевременному выполнению ими своих договорных обязательств. Вместе с тем одной из причин, по которой указан-ная мера не имеет желаемого эффекта, является то, что суды зачастую необоснованно занижают размер заявленной участником долевого строительства неустойки в несколько раз без указания оснований, по которым такое снижение происходит. В статье подробно исследованы судебные решения, в которых неустойка, взыскиваемая по ст. 333 Гражданского кодекса РФ, снижалась в несколько раз исходя из судейского усмотрения в отсутствие должного обоснования. Исследована возможность недопущения необоснованного снижения судами указанной неустойки в потребительских отношениях. В заключение проанализированы вопросы соразмерности взыскиваемой с застройщика неустойки из-за нарушения застройщиком своих обязательств, прописанных в договорах долевого участия. Даны соответствующие рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство.
Ключевые слова: долевое строительство недвижимости, участник долевого строительства, застройщик, неустойка, снижение размера неустойки, пределы, несоразмерность

Императивы и детерминанты современной и будущей перестройки глобальных цепей поставок: концептуальный аспект 38

Резников С.Н.
В настоящее время фактором развития международной товарно-сбытовой кооперации выступает модель институционально-рыночного построения воспроизводственного контура отраслевого хозяйства национальных экономик, которая определяет потенциал и вектор их интеграции в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. В статье автор обосновывает императивы и направления современного развития и перспективной трансформации глобальных цепей поставок, идентифицирует основные факторы и условия, определяющие вектор их вероятной реконфигурации в будущем. В качестве релевантного проблемного аспекта автором выделяется анализ особенностей индустриализации развивающихся экономик и модели их развития, позволяющий определить перспективы и вектор их интеграции в систему глобальной производственно-сбытовой кооперации. Обосновывается эволюционный пе-реход в трансформации глобальных цепей поставок, связанный с технологическим ростом производственной инфраструктуры в развитых странах; углублением процессов региональной интеграции развивающихся экономик, в частности Юго-Восточной Азии, которое в перспективе может обеспечить повышение их рыночной устойчивости. Оп-ределяются возможности переориентации промышленной базы цепочек создания стоимости на внутренние и внутрирегиональные рынки Юго-Восточной Азии. Делается вывод о том, что эволюционная спираль роста цепочек накопления стоимости в быстрорастущих экономиках Юго-Восточной Азии, сложности их развития и многофакторность этого процесса еще раз подчеркивают многогранность современных логистических исследований в области функционирования глобальных цепей поставок. Обосновывается тесное переплетение вопросов международной рыночной институционализации производственного бизнеса в рамках наднациональных производственно-технологических цепочек с вопросами макроэкономической политики и реально действующими моделями роста отдельно взятых экономик. С точки зрения автора, мировая торговля стоит на пороге нового этапа формирования возможно более устойчивой конфигурации глобальных цепей поставок, которая будет характеризоваться рациональной географической локализацией всех их звеньев, а также ориентацией на рынки сбыта в рамках интеграционных группировок, которые будут опираться на более широкую гармонизацию хозяйственного регулирования и сбалансированные модели роста национальных экономик. Это ослабит роль экзогенного давления внешних факторов на их развитие, а также позволит сформировать более прочные сравнительные конкурентные преимущества и реализовать их в рамках более избирательной пространственной диверсификации цепей поставок.
Ключевые слова: глобальная цепь поставок, цепочка создания добавленной стоимости, развивающиеся экономики, модель экономического роста

Функциональная специфика современного института сервиса в условиях изменения социальных практик потребления 48

Фокина О.А.
В статье раскрывается потенциал и противоречия развития социального института сервиса в условиях изменения практик потребления. Автор отмечает, что на современном этапе развития социума важнейшей функцией сервиса становится забота о формах жизнедеятельности индивида и социальных групп, что вызывает необходимость социальной ответственности не только бизнеса в сфере производства и предоставления услуг, но и государства. В силу того, что в пространстве сервисных отношений преломляются и соединяются проблемы соотношения материального и духовного бытия индивида, технико-технологического прогресса и процессов гуманизации всех сторон жизнедеятельности человека, социальный институт сервиса обладает тем потенциалом, который имеет возможность не только предоставить социально значимые товары и услуги, но и способен гармонизировать социально-экономические отношения, в том числе посредством партнерства государства и бизнеса в социально значимых сферах жизни общества. Однако автор указывает и на дисфункциональные признаки функционирования сервиса, которые заключаются в манипуляции потребностями, вовлечения потребителей в потребительскую гонку, насаждении практик быстрого обслуживания. Анализ реального положения дел в развитии сервисных отношений приводит автора к выводу: неэффективная политика власти в вопросах поддержки малого и среднего бизнеса, производящего и реализующего значимые для населения товары и услуги, на фоне социально-экономических противоречий Волгоградской области приводит к стагнации процессов развития сервиса, снижению инвестиционной привлекательности региона.
Ключевые слова: социальный институт сервиса, потребление, удовлетворение потребностей, сфера услуг, социально значимые товары и услуги, социальная ответственность

Возможности диалога культур в полиэтническом регионе 56

Шайхисламов Р.Б., Садретдинова Э.В., Коровкина Н.В., Варганова О.Ф.
Эмпирическую базу статьи составил опрос постоянного населения республики Башкортостан, проведенный в 2012 году в рамках реализации гранта «Коммуникативные механизмы регулирования межэтнических отношений в молодежной среде», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», N – 1000 человек, выборка многоступенчатая. В статье осуществлен анализ сложившихся в обществознании подходов к описанию межкультурных коммуникаций. Описаны характер и интенции социокультурных коммуникаций в полиэтническом регионе на межличностном и групповом уровнях, обоснованы возможности диалога культур. Охарактеризованы стадии формирования этнорелятивных установок в качестве критерия коммуникативной культурной компетентности и особенности их проявления. На основе использования шкалы Богардуса эмпирически обоснована взаимосвязь между величиной социокультурных различий (социальной дистанции), формированием толерантных установок и коммуникативными интенциями этнических групп в полиэтни-ческом регионе. Обозначены тенденции динамики этнокультурных маркеров в процессах идентификации. Описаны модели межкультурного взаимодействия (субъект-объектная, субъект-субъектная) в условиях полиэтнического и поликультурного региона и факторы их реализации.
Ключевые слова: культура, социокультурные коммуникации, диалог, толерантность, коммуникативная культурная компетентность, шкала Богардуса

Система формирования пригодности и готовности учащейся молодежи к военно-профессиональной деятельности 64

Шевцов В.В.
В статье приводятся определения понятий «пригодность» и «готовность к военной службе». Излагается краткая характеристика физической и психологической пригодности юношей призывного возраста к военной службе. Обосновывается актуальность решения проблемы допризывной подготовки, базовым компонентом которой является формирование военно-профессиональной пригодности. С позиций системного подхода анализируется структура системы формирования пригодности и функции подсистем, ее составляющих. В связи с этим формирование профессиональной пригодности рассматривается как многомерный процесс, включающий подсистемы профессиональной ориентации, первичного профессионального отбора, профессиональной подготовки, вторичного профессионального отбора. В статье рассматриваются следующие подсистемы формирования военно-профессиональной пригодности: концептуальные основы, процесс формирования военно-профессиональной пригодности, управление процессом формирования военно-профессиональной пригодности. Концептуальные основы представлены целью, общими и специальными задачами, принципами (добровольности, вариативности, оптимальности, комплексности, прикладной направленности) и функциями (ценностно-ориентационной, профориентационной, образовательной, развивающей, оздоровительной, адаптационной, диагностической). Структура системы формирования пригодности к военной службе представлена следующими подструктурами: военно-профессиональной ориентации, военно-профессиональной подготовки и военно-профессионального отбора. Раскрыты цель, принципы, содержание указанных подструктур. Отмечается, что естественнонаучной основой формирования пригодности к военной службе является концепция опережающего отражения действительности П.К.Анохина. Профессиональная пригодность формируется в специально организованной деятельности. В статье акцентируется внимание на том, что формирование военно-профессиональ¬ной пригодности предполагает учет индивидуальности личности призывника, отвечающей требованиям различных видов учебно-боевой деятельности. Развитие индивидуальности будущего защитника Отечества в специальных условиях профильной оборонно-спортивной подготовки рассматривается как необходимое условие заблаговременной адаптации юношей допризывного возраста к характеру и условиям предстоящей учебно-боевой деятельности. Особое внимание в статье уделяется военно-профессиональному отбору, формулируется его цель, излагаются принципы (комплексности, динамичности, активности, группировки), рассматриваются различные виды отбора (социально-психологический, медицинский, психофизиологический), критерии оценки уровня при-годности.
Ключевые слова: пригодность, готовность, военно-профессиональная подготовка, военно-профессиональная ориентация, военно-профессиональный отбор

Проблема понимания социального института 72

Янбухтин Р.М.
В статье рассматривается проблема понимания социального института с позиций интеграции структурно-функционального, неоинституционального и социокультурного подходов. Анализ научных работ, содержащих классические и современные теории и концепции из области институциональной и неоинституциональной проблематики, указывает, что все многообразие существующих определений социального института сводится к выделению важных аспектов данного социального феномена: исторических, экономических, функциональных, ценностно-нормативных, социально-психологических. При этом имеющиеся интерпретации соци-альных институтов, несмотря на существующие их отличия, преимущественно исходят из двух главных подходов: социального (структурно-функционального) и нормативно-ценност¬ного (культурного). Методологической базой понимания социального института для нас выступили идеи и методологические принципы структурно-функционального неоинституционального и социокультурного подходов, взятые в единстве в соответствии с которыми значительное внимание при рассмотрении социального института отводится рациональному поведению индивидов, стремящихся к реализации частных целей в рамках институциональных норм, и их социокультурным взаимодействиям. С объединением методологических принципов структурно-функционального, неоинституционалного и социокультурного подходов в статье предпринята попытка более содержательно раскрыть сущность социального института, который понимается как относительно устойчивый интегрированный комплекс идеальных и материальных образований в виде образов, символов, способов мышления и действий, обычаев, верований, традиций, ценностей, норм, ролей и статусов, и как пространство социокультурного взаимодействия индивидов, осуществляющих рациональное поведение, деятельность, взаимоотношения в границах института и стремящихся к реализации своих целей, интересов, ценностей. Раскрывая содержание понятия «социальный институт» и выделяя нормативно-ценностные, социальные и социально-психологические (или личностные) аспекты социальных институтов, в статье поднимается вопрос о важности определения перспектив их формирования и развития. В частности, на примере рассмотрения полиции как социального института, автором определяются перспективы их развития в ближайшие годы, связанные с повышением социальной роли полиции в обществе, расширением социального содержания ее задач, целей, функций, оценки их деятельности, повышением профессиональной и общей культуры личности сотрудника полиции.
Ключевые слова: социальный институт, социокультурное взаимодействие индивидов, рациональное поведение индивидов, личность, функциональная роль полиции в обществе

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Концепт «путь» как конструкт этнической языковой картины мира (на материале карачаево-балкарского нартского эпоса) 79

Ахматова М.А., Кетенчиев М.Б.
В данной статье на материале карачаево-балкарского нартского эпоса рас-смотрены основные когнитивные характеристики концепта «путь», являющегося облигаторной составляющей макроконцепта «пространство» и представляющего собой один из значимых конструктов этнической языковой картины мира. Концепты, как вместилище знаний человека о различных фактах действительности, являются частью национальной культуры. Так как люди большую часть информации об окружающем мире получают посредством зрительного восприятия, именно пространство становится ведущим в формировании языковой картины мира. Особое место в структуре суперконцепта «пространство» занимает движение, перемещение в нем. В представлении о пространстве путь является его основным элементом, своего рода универсалией. Концепт «путь» входит в семантическое поле концепта «жизнь», так как сама жизнь метафорически осмысливается как путь. Концепт «путь», с одной стороны, является одним из компонентов важнейшего суперконцепта «пространство», а с другой – самостоятельным концептом. Отражение представлений о пути, путешествии, странствии находит отражение в исследованиях различного направления, присутствует на разных уровнях культуры, в обрядах и ритуалах, в разнообразных жанрах фольклора, в художественных произведениях и т. д. В карачаево-балкарской языковой картине мира, как и в других языках, концепт «жол» с репрезентирующим его пластом лексики занимает одно из важнейших мест, находя свою реализацию и в мифопоэтических текстах, в частности, в карачаево-балкарском нартском эпосе. Исследование эмпирического материала, наличествующего в нем, позволил нам выделить ряд когнитивных признаков рассматриваемого концепта, анализу которых посвящена данная статья.
Ключевые слова: карачаево-балкарский язык, концептуализация, концепт, «путь», миропонимание, познавательная деятельность

О музыкальном смысле и специфике музыки в философской теории А.Ф.Лосева 86

Гарипова Н.М.
Статья посвящена феномену смысл в его музыкальном преломлении, нашедшему отражение в философской теории А.Ф.Лосева – одной из интереснейших и вместе с тем сложных для понимания философских теорий ХХ века. Обращение к музыкальному искусству дало возможность А.Ф.Лосеву увидеть нечто принципиально важное, существенное в картине мироздания и человеческого познания, позволяющее по-новому решать некоторые проблемы философского знания, одной из которых является проблема смысла, проявляющаяся в сфере музыки в феномене музыкальный смысл. Понятие «смысл» ученый осознает в феномено-диалектическом ключе и употребляет в одном ряду с такими категориями его философской концепции, как Самое Cамо, Имя, сущность, явление, эйдос логос, меон. Все эти категории феномен смысл стягивает в одно смысловое поле. Исследуя смысл в различных формах его проявления, А.Ф.Лосев указывает на присущий ему момент интенциональности, которая в музыке имеет особое значение. Исследователь описывает бытие музыки и основания этого бытия. Подчеркивая «беспредметность» и «безымянность» музыкального бытия, он признает возможность выразить музыку в некой программе – в мифе. Концепция музыки и музыкального смысла, выстроенная А.Ф.Лосевым, де-монстрирует качественно новый ракурс рассмотрения искусства звуков. Очень часто ее толкуют как продолжение числового подхода к музыке, заложенного еще пифагорейцами, что нельзя признать корректным. В концепции А.Ф.Лосева музыка предстает предметом логико-философского анализа, в котором проявляет себя особый вид логики – гилетическая логика, отражающая особенности гилетического числа. А.Ф.Лосев заложил основы диалектико-феноменологического направления философии музыки, центральной проблемой которого является проблема музыкального смысла и исследование ее возможно при опоре на феноменологию музыки, психологию музыки, музыкальную эстетику и музыкальную критику. Перед философией музыки ученый ставил наисложнейшую задачу – выявить, что представляет собой музыкальное «переживание по своей онтологической сути». Решение этой задачи ценно не только в теоретическом, но и в практическом планах. Расширяя методологическую платформу для музыкальной психологии, музыкознания, музыкальной педагогики, оно способно задать новые направления в развитии музыкального восприятия, музыкального слуха и мышления, а также новые ориентиры для анализа музыки.
Ключевые слова: смысл, музыкальный смысл, философия музыки, музыка как предмет философского осмысления в теории А.Ф.Лосева, специфика музыки в контексте логико-фило¬софского анализа

Философское осмысление уроков Первой мировой войны 94

Даллакян К.А., Даллакян А.К.
Статья посвящена философскому анализу уроков Первой мировой войны, ее роли в дальнейшем развитии человеческой истории. Итогом этой войны стало разрушение сразу четырех европейских империй – Великобритании, Германии, Австро-Венгрии и России и выход на политическую авансцену нового лидера – США в эпоху беспрецедентного технического развития. Раскол человечества на противоположные политические системы в преддверии создания атомного оружия позволил сохранить равновесие мировой системы. Двадцатый век должен был показать, что время кровопролитных крупномасштабных войн подходит к концу, и человечество должно выбрать другой путь цивилизационного развития. Другим уроком Первой мировой войны, который мы так и не усвоили, была иллюстрация деструктивности национального эгоизма, нацизма, классового раскола страны, политического популизма и ослепленного жаждой наживы империализма. Поэтому для России сегодня так же, как и сто лет назад, очень важно сохранение единства и целостности.
Ключевые слова: эйдетически-прафеноменальный, синтаксический, семантический, деструктивность, многосубстанциональный, линейно-фактологическое, рационально-фаустовс¬кое мировоззрение, поликультурализм, толерантность, этнополитика

Война и милитаризация сознания человека 101

Исхакова Г.Р.
В статье рассматривается проблема влияния войны на развитие идеологии общества на примере войн XX века. Так, главной чертой развития общества в годы Первой мировой войны стала его милитаризация, что повлияло на все сферы обще-ственной жизни, в том числе и на идеологию. Место мирной психологии, с ее отвращением к крови и насилию, стала занимать психология, целиком исходящая из принципа насилия. Насилие рассматривалось как жестокий, но самый эффективный способ решения всех проблем. Проявлением этого явления служит рост успеха и распространения идеологии насильственной социальной революции. В годы Второй мировой войны важную роль играла пропаганда как форма идеологического воздействия на противника. В эти военные годы массированное пропагандистское воздействие воюющие стороны направляли на собственные армии и народы с целью поднятия патриотизма и дискредитации противника. «Холодную войну», на наш взгляд, можно назвать Третьей мировой войной. В этой войне использовалось информационно-психологическое оружие, то есть определенные способы воздействия на души людей и общественное сознание. Появились технические средства и методы массовой пропаганды, позволяющие манипулировать сознанием не только отдельных личностей, а целых народов. Анализируя, автор приходит к следующим выводам: во-первых, любая война носит идеологический характер и меняет сознание людей, во-вторых, основным методом ведения идеологической войны является фальсификация истории, в-третьих, в условиях милитаризации современного общества необходимо изменить традиционные подходы к изучению этой проблемы, чтобы предотвратить негативные последствия влияния войны на сознание человека, на идеологию.
Ключевые слова: Первая мировая война, Вторая мировая война, «холодная война», милитаризация сознания

Положительная эстетическая характеристика внешности человека в русской художественной литературе XIX века 108

Овчинникова С.В.
Статья посвящена описанию положительных эстетических характеристик внешности в русских художественных текстах XIX века. В работе проанализированы портретные описания с прилагательным «красивый». В ходе исследования выявлены характеристики компонентов внешности по признакам, прямо или опосредованно указывающим на внешнюю привлекательность человека. Положительная эстетическая оценка внешности человека выражается двумя типами атрибутивных конструкций: 1) конструкции с использованием прилагательного «красивый», указывающие на явную положительную эстетическую оценку; 2) характеристики компонентов внешности по признакам величины; правильности, пропорциональности, гармоничности форм; цвету глаз; окрашенности кожного и волосяного покрова; особенностям волосяного покрова и др., способные передавать положительную эстетическую оценку. Большинство портретных описаний в русских художественных произведениях XIX века носит комплексный характер; в качестве доминантных объектов оценки выступают лицо и глаза. Значимыми для эстетической оценки деталями внешности являются голова, телосложение, руки. Характеристики отдельных компонентов лица (брови, подбородок, нос, губы (рот), лоб, щеки) также могут указывать на внешнюю привлекательность персонажей. В анализируемых текстах лицо и черты лица характеризуются по признакам пропорциональности формы, окрашенности кожного покрова, особенностям волосяного покрова (у муж¬чин); характеристики глаз – по величине, цвету, соотношению с внутренними качествами персонажа; характеристики головы – по особенностям волосяного покрова; телосложения – с точки зрения величины и пропорциональности; руки – по окрашенности кожного покрова. Совокупность характеристик указанных компонентов внешности дает воз-можность построить комбинированный образ внешне привлекательного персонажа русской художественной литературы XIX века.
Ключевые слова: внешность человека, характеристика внешности, эстетическая оценка, компоненты внешности, портретное описание, атрибутивная конструкция

Об истоках и пределах традиционализма и либерализма: философский анализ 116

Рахматуллин Р.Ю.
Статья посвящена раскрытию сущности двух феноменов современной культуры: традиционализма и либерализма. Актуальность статьи определяется усиливающейся критикой либеральных ценностей в современном российском обществе. Традиционализм рассматривается как верность устоявшимся принципам и нормам общественной жизни. Под либерализмом понимается идеология, признающая в качестве основы принятия управленческих решений потребности человека. В более широком смысле традиционализм можно рассматривать как консерватизм, а либерализм – как реформаторство и стремление к модернизации. Анализируются причины отрицательного отношения большинства населения России к либеральным ценностям. В качестве главной причины рассматриваются неудачи реформ 1990–2010-х годов, направленных на строительство в России либерально-демократического государства. Критикуются модели развития общества, основанного только на традиционных или только на либеральных ценностях. Подвергается сомнению успешность реформ в сфере образования, осуществляемых Министерством образования и науки Российской Федерации. Предлагается путь решения противоречия между традиционализмом и либерализмом, основанный на аналитической психологии К.Г.Юнга. Согласно этой методологии, в основе жизни любого общества должны лежать сакральные ценности, называемые Юнгом «коллективным бессознательным». Реализация этих ценностей в социальной среде осуществляется человеком. Поскольку каждый человек отличается от других рядом особенностей, то эти особенности влияют на процесс реализации всеобщих норм-алгоритмов. По этой причине реализация одного и того же архетипа в разных условиях приводит к разным результатам. Для обозначения этой методологии применительно к социальной среде считается удачным термин «либеральный консерва-тизм», введенный А.Дугиным.
Ключевые слова: традиционализм, либерализм, либеральный консерватизм, архетип, легизм, даосизм

Структурация языковой картины мира ребенка в автобиографических повестях С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и А.Н.Толстого «Детство Никиты» (на материале цветообозначений) 125

Сальникова В.В.
Статья посвящена изучению цветообозначений как элементов, формирующих лексический компонент языковой картины мира ребенка. В ней рассматриваются лингвистические и психологические особенности восприятия цвета главными героями-детьми в русской художественной литературе XIX века. Материалом для анализа послужили автобиографические повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и А.Н.Толстого «Детство Никиты». Эти писатели, используя лексику со значением цвета в своих произведениях, изображают особенности познания окружающей действительности ребенком, показывают динамику языковой личности и ее картины мира. При описании языковых единиц используется метод словарных дефиниций, метод контекстуального и сравнительно-сопоставительного анализа. В статье рассматриваются семантические группы колоративной лексики (в повестях С.Т.Аксакова и А.Н.Толстого представлено восемь основных групп цветовой лексики, присутствующих в языке героев: со значением белого, зеленого, красного, синего, серого, желтого, коричневого, черного цвета), выявляется частотность их употребления, определяется частеречная принадлежность цветообозначений, дается их лексикографическая интерпретация. На основе проведенного анализа делается вывод о совпадении ключевых моментов языковой картины мира ребенка, представленной в произведениях разных авторов, о влиянии цвета на формирование языковой личности ребенка, его характер и мировосприятие.
Ключевые слова: traditionalism, liberalism, liberal conservatism, archetype, legalism, Taoism

ЗА РУБЕЖОМ

Социология массовой коммуникации (Часть II. Основные теории массовой коммуникации. Общество и коммуникации) 132

Тюфекчиоглу Х.
В данной статье, являющейся продолжением опубликованной в «Вестнике ВЭГУ» № 4 за 2014 год, приводится анализ основных теорий массовой коммуникации (авторитарная, либеральная, социалистическая теории, теории гражданской ответственности, модернизации и демократического плюрализма), раскрываются принципы построения этих теорий, их отличительные черты и условия появления. Большое место уделено взаимосвязи и взаимовлиянию общества и систем коммуникации, подчеркивается обусловленность этих систем теми социальными условиями, в которых коммуникации создаются и функционируют. Автор высказывает свою позицию в вопросе предпосылок возникновения такого социального явления, как коммуникация.
Ключевые слова: теории массовой коммуникации, общество, коммуникации, средства массовой информации, принципы построения теорий массовой коммуникации, взаимосвязь общества и коммуникаций

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Этносоциальный состав курсантов вузов МВД Российской Федерации как фактор формирования этнонациальной компетентности будущих сотрудников полиции в содержании их профессиональной подготовки (на примере Уфимского юридического института МВД РФ) 145

Биннатов Б.А.
В статье анализируется значение этнонациональной компетентности будущих сотрудников российской полиции как фактора профессиональной подготовки сотрудников МВД. Это обуславливается тем, что, с одной стороны, будущие сотрудники полиции должны получить глубокие знания об этническом составе, культурных и конфессиональных особенностях населения, проживающего в местах прохождения службы, с целью осуществления компетентной правоохранительной деятельности именно на данной территории. С другой стороны, сами курсанты образовательных учреждений МВД, как правило, являются представителями самых различных российских регионов и этнических общностей. На примере одного из самых многонациональных российских регионов – Республики Башкортостан и расположенного в столице этого субъекта федерации – городе Уфа – юридического института МВД РФ исследуется значение этнонационального фактора профессиональной подготовки и этносоциального состава курсантов. Посредством анализа эволюции этносоциального состава курсантов Уфимского юридического института МВД России обосновывается, что этот состав стал одним из важных факторов профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции. Аргументируется, с использованием данных этностатистики, что будущие сотрудники полиции поступают в вуз в основном с уже сформировавшейся этнической идентичностью и с определенным уровнем культуры межнационального общения. Выступая носителями этнонационального самосознания, абитуриенты обладают различным его уровнем. В этом смысле выходцы из моноэтничных, в основном нерусских, деревень Башкортостана отличаются от горожан, прошедших свою этническую социализацию в полиэтничном, преимущественно, русскоязычном городском пространстве. Точно также уровень и направленность этнического самосознания выходцев, например, из центральных российских регионов довольно существенно отличается от аналогичных показателей абитуриентов, родившихся и выросших в кавказских или урало-поволжских республиках.
Ключевые слова: профессиональная подготовка полиции, Уфимский юридический институт МВД России, этносоциальный состав курсантов

Разделение властей в контексте ведущих парадигм политико-правовой мысли 152

Дунямалыев Т.Б.
В статье прослеживается генезис разделения властей от идеи к принципу, от принципа к концепции, от концепции к действующей системе. Автором проведен анализ основных этапов в становлении теоретического обоснования разделения властей. При этом за основу были взяты идеи таких античных авторов, как Платон, Аристотель, Полибий. Классическая модель теории разделения властей отражена не только в позициях Ш.Л.Монтескье, Дж.Локка и Р.Р.Руссо, но и Д.Лильберна, Г.Гегеля, которая, в конечном итоге, нашла свое отражение в Конституции США 1787 года. Это ознаменовало новый рубеж в развитии теории и практики разделения властей. В конце XIX–начале XX вв. дискуссия о разделении властей приняла новый поворот и породила, по сути, иные парадигмы, что было связано с реакцией на тенденцию к укреплению исполнительной власти. Появились другие концепции разделения властей, которые были представлены в трудах Л.Дюги, А.Эсмена, М.Ориу, Г.Моски и М.Вебера. Проанализированы также представляющие научный интерес взгляды российских ученых на разделение властей в государстве – М.М.Сперанского, Ф.Ф.Кокошкина, Н.М.Коркунова, С.А.Котляревского. Из современных российских ученых, внесших вклад в теорию разделения властей, выделены позиции Б.Н.Топорнина, Н.Н.Ворошилова, Б.А.Стра¬шуна, которые рассматривают разделение властей как функциональное распределение государственных полномочий между органами государственной власти, а не механическое деление их компетенции.
Ключевые слова: разделение властей, идея, принцип, концепция, развитие

К проблеме методологии юрислингвистической экспертизы: атрибуция стилистической принадлежности и жанровой разновидности как помощь при выборе методов исследования конфликтного текста

Матвеева Т.И.
В статье обсуждаются наиболее важные проблемы методологии судебной лингвистической экспертизы, решение которых будет способствовать оптимизации экспертизы конфликтных текстов. Раскрываются понятия юрислингвистики, текста, конфликтного текста. Дается определение лингвистической экспертизы. Рассматривается проблема метода лингвистической экспертизы, которая в современной лингвистике стала одной из самых важных и нерешенных. Объектом исследования в статье является конфликтный текст, а предметом – методы лингвистического исследования данного объекта. Цель работы заключается в рас-смотрении функционирования некоторых методов исследования конфликтных текстов с позиции стилистической и жанроведческой атрибуции. Выводится предположение, что появление новых видов судебных экспертиз – это один из тормозящих факторов на пути образования общей цельной структурированной методики проведения лингвистической экспертизы. Отмечается важность использования метода семантической теории М.М.Бахтина, которую в свое время интерпретировала Анна Вежбицкая, предложив использовать жанровые формулы, облегчающие процесс анализа текста. В статье показано, что для решения прикладных задач судебной лингвистики велика роль жанрово-стилистического анализа конфликтного текста. Приводится пример лингвистической экспертизы, которая отражает соотношение ее цели с выбранными методами анализа текста договора аренды. Определяются векторы пересечения взаимодействия речевых жанров и стилей речи. Основную часть исследования данной экспертизы занимает синтаксический анализ, что обусловливается принадлежностью текста к официально-деловому стилю. Высказывается мысль о том, что атрибуция стилистической принадлежности и жанровой разновидности может сыграть немаловажную роль при выборе методов исследования конфликтного текста при производстве лингвистической экспертизы.
Ключевые слова: жанры речи, конфликтный текст, лингвистическая экспертиза, официально-деловой стиль, юрислингвистика

Смыслообразующие функции ключевой лексики в романе П.Храмова «Инок» 165

Михайлова А.Г.
В статье рассматривается роман уфимского художника и писателя П.А.Храмова «Инок». Особое внимание уделяется определению и изучению особенностей функционирования ключевых слов в структуре художественного текста. Ключевые слова являются наиболее значимыми и существенными для понимания содержания литературного произведения. Филологический анализ художественного текста немыслим без внимания к его структуре, прежде всего к системе повторов и оппозиций в нем, а также без учета таких наиболее ярких сигналов авторской позиции, как ключевых слов текста. В ходе анализа романа П.А.Храмова было выявлено, что ключевые слова образуют в тексте комплексы, которые играют важную роль в установлении внутритекстовых семантических связей и организации читательского восприятия. Художественное пространство, изображенное в анализируемом романе современной православной (духовной) прозы, отображает светскую и церковную составляющую, поэтому употребление в нем ключевых слов, в свою очередь, демонстрирует их принадлежность как к сфере языка православного культа (сакральная и богослужебная лексика), так и к внеконфессиональной, обиходно-бытовой сфере. В поисках художественного воплощения этического идеала Петр Храмов на протяжении романа намеренно обращается к таким языковым фактам, которые можно лингводидактически интерпретировать в каждом из названных смысловых планов как по отдельности, так и одновременно. В романе П.А.Храмова ключевые слова превращаются в символы со многими значениями, с их помощью писатель создает настроение, тональность произведения, передает внутренний мир героев, они являются «ключом» для интерпре-тации текста.
Ключевые слова: ключевая лексика, ключевое слово, православная проза, сакральная лексика, богослужебная лексика

Специфика перевода названий картин (на примере полотен Винсента Ван Гога) 171

Мухаметгареева Н.М.
В данной статье рассматриваются проблемы имен собственных на примере названий картин Винсента Ван Гога. Наука, исследующая проблемы имен собственных, называется ономастикой. Ономастика – это комплексная научная дисциплина, обладающая своим кругом вопросов и методов, поскольку включает в свою область, помимо языковедческого, еще и географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты. Название картины (артионим) представляет собой симбиоз лингвистического и культурного факторов. Лингвистические особенности связаны с тем, что при номинации произведения искусства автор пользуется некоторыми конструкциями (грамматическими, лексиче-скими), свойственными определенному языку. Культурный же аспект артионима проявляется в том, что анализ названия, в нашем случае – художественного полотна, производится с учетом временных и культурных особенностей того или иного времени. Название картины – это ее знак, это то, что в обиходной речи является «заменителем» самой картины. Цель данной работы – сопоставить французские и русские артионимы великого Ван Гога на предмет установления языковых и культурных тенденций, проявляющихся при переводе с одного языка на другой.
Ключевые слова: имя собственное, ономастика, артионим, лингвокультурология, номинация, перевод

Региональная административно-политическая элита России 1990-х годов: социально-демографические характеристики (на примере Челябинской области) 177

Самохина А.В.
В статье рассматривается сложный переходный процесс трансформации политических элит в условиях изменения экономической, политической и социальной системы российского государства. Приводится историография проблемы с указанием на результаты российских исследований, включая уральских авторов и обосновывается научная и практическая значимость изучения политической элиты в регионах. В статье выявляются социально-демо¬графические характеристики административно-политической элиты Челябинской области, раскрывается основное содержание каждой из них – пол, возраст, образование, место рождения, опыт работы на государственной службе. Очень важным с точки зрения Л.Олсон и С.Голдберга показателем в политике является пол и возраст. В статье выделены основные возрастные группы региональной административно-политической элиты. Представлен образовательный уровень, с выделением доминирующих вузов в подготовке управленческих кадров Челябинской области, перечислены основные специальности. Отмечено, что новой тенденцией для представителей власти этого периода явилось получение ученой степени. Новым момен-том, характерным для страны и регионов, стало появление во властных структурах представителей бизнес-элит. В статье характеризуется работа руководителей Челябинской области в высших органах законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Делается вывод о процессе эволюции региональной административно-политической элиты.
Ключевые слова: региональная политическая элита, социально-демографические характеристики региональной административно-политической элиты, государственное управление, эволюция политической элиты, структура элиты

ЛЮДИ И ДАТЫ

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Эволюция дознания как формы предварительного расследования 184

Ситдиков И.М.
Статья посвящена вопросам возникновения, становления и развития такой формы предварительного расследования, как дознание. Формирование дознания, как механизма расследования преступлений, происходило одновременно с зарождением государственных и общественных институтов. Впервые осуществление дознания как направления деятельности полиции было закреплено в Своде Законов Российской Империи (1835 г.). В юридическом значении термин «дознание» был впервые употреблен в Уставе уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 года. Разделение предварительного расследование на дознание, которое должно было проводиться милицией, и предварительное следствие, проводимое следственной комиссией и народным судьей единолично, произошло в результате принятия 23 июля 1918 года Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции». Значительно увеличил количество органов дознания и расширил их компетенцию Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, принятый 25 мая 1922 года. Положения ст. 119 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, принятого 27 октября 1960 года, устанавливали дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Уголовно-процессуальный кодекс 2001 года сохранил дознание как форму расследования, но существенно ограничил сферу его действия, отнеся к его компетенции преступления небольшой и средней тяжести. Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ ввел в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации главу 32 «Дознание в сокращенной форме». Вследствие этих правовых изменений в настоящее время дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме. Обосновывается вывод о том, что дознание в современном российском уголовном судопроизводстве стремится к ускоренной, упрощенной процедуре досудебного производства.
Ключевые слова: производство дознания в сокращенной форме, неотложные следственные действия, орган дознания, предварительное расследование, уголовное судопроизводство

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ