№3(89)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Достойная жизнь и проблема сохранения специфики человеческой социальности 5

Акчурин Б.Г., Хамадеева Р.Х., Большакова Н.Л.
В статье анализируются понятие «достойная жизнь» и проблема человеческой социа¬льности в контексте сохранения подлинного социокультурного бытия индивида. Обосновывается, что социальность формируется не только в виде реально существующих общественных отношений, но и как сложное социокультурное пространство, где субъекты с необходимостью должны ориентироваться, реализуя свою жизнедеятельность.
Ключевые слова: достойная жизнь; социальная дифференциация; социальность; духовная жизнь; духовная природа; человеческая социальность; гуманизация общественных отношений

Воспитанный оптимизм: концепция, подход, технология 14

Ю.В.Андреева
В статье рассматривается оптимизм как профессионально-личностное качество, которое, по мнению автора, можно воспитать, если усматривать его основу в природном стремлении личности к успеху, не исключая возможности его развития в ситуации успеха. Автор подробно изучает условия, принципы, закономерности, на основе которых это возможно, и дает свое методологическое основание для категории «воспитанный оптимизм».
Ключевые слова: оптимизм; образование; ситуация успеха; радость; успех

Педагогическое образование: проблемы формирования компетентного специалиста 24

Р.М.Асадуллин
В статье рассматривается проблема проектирования содержания и технологии современного профессионального педагогического образования; предлагается теоретическая концепция проектирования образовательного процесса в высшей школе на основе интеграции функциональной и предметной подготовки будущих учителей.
Ключевые слова: профессиональное педагогическое образование; функциональная и предметная подготовка учителя; педагогическое конструирование

Социально-педагогические аспекты безопасной жизнедеятельности детей и подростков 33

Х.М.Ахмадуллина, У.З.Ахмадуллин, Е.Ю.Горбаткова
В статье рассматриваются актуальные проблемы сохранения здоровья детей и подростков и условия их безопасной жизнедеятельности. Описаны различные подходы к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение». Представлены данные демографической статистики, характеризирующие «социальное здоровье» детей и подростков. Приведены результаты исследования населения г. Уфы о проблемах жестокого обращения с детьми.
Ключевые слова: безопасность; жизнедеятельность; насилие; жестокое обращение; социальная педагогика

Экосистема как сообщество инноваций 42

Л.Ю.Бронзино, Ю.А.Кирсанова
В исследовании теоретико-прикладного характера рассматривается экосистема инноваций как категория и социальный феномен во взаимосвязи с тенденциями постиндустриальной эпохи; аргументируется, что экосистема представляет собой эффективную модель взаимодействия экономики и науки, которая, в свою очередь, порождает новую форму сообщества, его коммуникативные стратегии и социокультурную практику, обеспечивая включение в глобальную экономическую жизнь.
Ключевые слова: экосистема; сообщество; инновации; информационное общество; креативная экономика; креативный город

Возрастные общности и проблемы регулирования темпоральных стратегий их поведения 50

Г.Е.Зборовский, П.А.Амбарова
В статье представлены результаты социологического исследования возрастных общностей и темпоральных стратегий их поведения. Предметом изучения являются подходы к регулированию темпоральных стратегий поведений – посредством управления темпоральной социализацией, управления темпоральными знаниями и формирования культуры времени. Раскрываются особенности возрастной общности и структурные элементы ее темпоральной стратегии поведения, позволяющие разрабатывать адекватные способы их регулирования.
Ключевые слова: возрастные общности; темпоральные стратегии поведения; социальное, биологическое и психологическое время; регулирование темпорального поведения; темпоральная социализация

Пути и способы педагогического анализа физической культуры как основы формирования и развития деятельностной активности субъекта 59

Р.А.Кашапова, Р.Ю.Гафаров, Р.В.Мустафин
Физическая культура по своему содержанию полностью соответствует критериям развивающей деятельности, поскольку предполагает специально организованное воздействие на личность с целью развития и совершенствования способностей, приобретения знаний, умений и навыков. Авторы считают, что образовательная среда выступает условием для реализации деятельностной активности субъекта.
Ключевые слова: физическая культура; субъект образовательного процесса; физкультурно-спортивная деятельность; двигательная активность

О совершенствовании уголовно-правовых способов охраны сведений о мерах безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите 69

Т.Н.Нуркаева
В статье на основе анализа действующего уголовного законодательства и следственно-судебной практики показаны некоторые проблемы применения статей 311 и 320 УК РФ, высказаны предложения по совершенствованию уголовно-правовых способов охраны сведений о мерах безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите.
Ключевые слова: лица, подлежащие государственной защите; уголовно-правовые способы защиты; безопасность участников уголовного процесса; разглашение сведений о мерах безопасности; тяжкие последствия; механизм обеспечения мер безопасности

Проблемы формирования имиджа современного вуза в процессе социально-культурной деятельности 77

С.Н.Павлов
В статье анализируется проблема формирования имиджа современного вуза через педагогизацию воздействия на целевые аудитории в процессе социально-культурной деятельности. Создание имиджа автором рассматривается как управляемый педагогический процесс, даются авторские понятия социально-культурной деятельности и социально-культурного имиджа. Описываются социально-психологические и педагогические принципы, обеспечивающие эффективность формирования имиджа.
Ключевые слова: педагогизация; воздействие; педагогический процесс; формирование; имидж.

Законотворческий процесс в системе политико-властных отношений федеративного государства 85

К.Б.Толкачев
В статье рассматривается вертикальное разделение государственной власти в федеративном государстве, что проявляется и в сфере законотворчества. Наряду с законотворчеством на уровне Российской Федерации законотворческой деятельностью занимаются региональные парламенты. Но на уровне субъектов Российской Федерации эта деятельность осложняется тем, что недостаточно четко определены их исключительные предметы ведения, а, следовательно, затруднены правотворческий процесс и правоприменительная практика.
Ключевые слова: федеративное государство; вертикальное разделение государственной власти; законотворческий процесс; региональные парламенты; предметы ведения; разграничение предметов ведения.

Организационно-педагогические условия реализации инклюзивного образования студентов в учреждениях среднего профессионального образования 93

Л.В.Фархутдинова, Т.А.Кочетова, А.В.Булатова
В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, в организациях среднего профессионального образования, анализируются противоречия в современной образовательной практике обучения таких детей, обсуждаются организационно-педагогические условия реализации инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, среднее профессиональное образование, организационно-педагогические условия

Социологический анализ социального самочувствия населения Республики Башкортостан 101

Г.Ф.Хилажева, Э.В.Леготин, Д.Г.Ягафарова, Э.И.Исянгулова
На основе результатов социологических исследований проанализирован ряд показателей социального самочувствия населения Республики Башкортостан в разрезе социально-демографических, социально-территориальных и доходных групп населения. Установлено, что социальное самочувствие населения региона формируется как под влиянием происходящих в стране и республике социально-экономических процессов, так и сложившихся территориально-поселенческих различий города и села; приводится характеристика этих различий.
Ключевые слова: Республика Башкортостан; социальное самочувствие; экономическая ситуация; материальное положение; образование; здравоохранение; жилищно-коммунальное хозяйство

Принципы муниципальной службы и юридические гарантии их реализации 110

М.С.Шайхуллин
В статье на основе анализа нормативных правовых актов, актов толкования норм права и юридической литературы рассмотрены принципы муниципальной службы в Российской Федерации – приоритета прав и свобод человека и гражданина, взаимодействия с общественными объединениями и гражданами, учета исторических и иных местных традиций, профессионализма и компетентности муниципальных служащих, ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей, намечены гарантии их реализации.
Ключевые слова: принципы; муниципальная служба; юридические гарантии; местное самоуправление; законодательство; полномочия; муниципальные органы власти

ЗА РУБЕЖОМ

Поколение Z на расколе традиционной модели ценностей 120

А.Н.Данилов, Ж.М.Грищенко, Т.В.Щелкова
Статья посвящена исследованию актуальных проблем современного поколения студентов. Рассматриваются новые тенденции в студенческой среде; выдвигается гипотеза о расколе внутри поколения Z и отчуждении его части от традиционной нормативной ценностной модели. Обсуждаются методико-процедурные проблемы современной социологии и усилении ее чувствительности к замеру смыслов, которые современная молодежь вкладывает в свою интерпретацию базовых ценностей.
Ключевые слова: поколение Z; социально-исторический контекст; тотальная аномия; тотальная деморализация; внутрипоколенческий раскол; традиционная нормативно-ценностная модель; чувствительность инструментария; смыслы; код культуры

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Педагоги о мотивации и профессиональном росте учителя в реализации образовательного процесса 132

Е.С.Ковшова
В статье изложены результаты социологического исследования, проведенного среди педагогов с целью выявления их личностных характеристик, влияющих на педагогическую деятельность. Такой характеристикой является профессиональная мотивация учителя, которая определяет его эмоциональное состояние, характер взаимодействия с учащимися, коллегами, администрацией, а также желание самореализовываться и самосовершенствоваться. В связи с этим появляется необходимость изучения личности педагога, в частности структуры его профессиональной мотивации с целью формирования условий для повышения стремления педагогов к результативной реализации образовательного процесса.
Ключевые слова: личность учителя; мотивация; профессиональный рост; образовательный процесс; Федеральные государственные образовательные стандарты

Конструирование и активизация целостной предметно-образовательной среды сельского комплекса «детский сад – школа» 137

Е.В.Овчинникова
В статье уточняется понятие целостная образовательная среда сельского комплекса «детский сад – школа», представлена модель сконструированной целостной среды в своем дидактическом единстве сред детского сада и школы. Процесс конструирования автор рассматривает как структурные и процессуальные характеристики деятельности, предсᴛав¬ленной эᴛапами: конструктивно-содержательным, конструктивно-материальным, конструк¬тивно-операциональным. Автор уточняет, что активизация потенциала целостной среды обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий.
Ключевые слова: целостная предметно-образовательная среда; сельский образовательный комплекс «детский сад-школа»; конструирование; активизация среды; педагогические условия.

ЛЮДИ И ДАТЫ

Чего ожидали и что увидели уральские горожане в 1917 году? 141

И.В.Нарский
В 1917–начале 1918 гг. в городах Урала произошли два знаменательных события: «праздники революции», повсеместно прошедшие весной, и разгромы винных складов осенью–зимой. Разница в поведении и настроениях горожан интерпретируется в статье как контраст между тем, какую революцию уральские горожане ожидали увидеть и какую революцию они увидели и пережили.
Ключевые слова: Урал; революция; «праздники революции»; разгромы винных складов

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Теология: наука и учебная дисциплина. Историко-дидактический и науковедческий анализ 157

Р.И.Якупов
В современной России возрождается система духовного образования. В этой связи остро встает вопрос о предметном наполнении и содержании нового направления специализации – «Теология». Уже существует программа и стандарт – «Религиоведение». В то же время понятие о духовном образовании не вполне вписывается в смысловое наполнение госстандарта по «Теологии». Разбору этих противоречий на уровне терминологии, методологии наук и логики посвящена эта статья.
Ключевые слова: наука, религия, ислам, христианство, богословие, стандарт, ученая степень, духовное звание, логика