№4(96)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Двигательная активность учащихся младшего школьного возраста (в рамках спортивно-оздоровительного проекта «Здоровое поколение – сильный регион») 7

Х.М.Ахмадуллина, У.З.Ахмадуллин, Е.Ю.Горбаткова
Статья раскрывает роль двигательной активности младших школьников как важнейшего условия гармоничного развития личности ребенка. Представлены результаты морфофункциональных исследований учащихся первых классов, включенных в экспериментальную группу, в рамках реализации спортивно-оздоровительного проекта «Здоровое поколение – сильный регион» в Республике Башкортостан. Обоснована необходимость изучения уровня физического развития школьников, который оценивается комплексом антропометрических показателей и функциональных проб.
Ключевые слова: двигательная активность; физическое развитие; морфофункциональные исследования; младший школьный возраст.

Методологические основы исследования процессов формирования и удовлетворения духовных потребностей граждан России в условиях рынка 14

Е.Ю.Бикметов, С.В.Голиков, Г.Ф.Кунгурцева
В статье освещаются методологические принципы анализа духовных потребностей и спроса на духовную продукцию. Раскрываются сущностные характеристики потребности в духовной продукции и услугах как качественно иной формы потребностей, особенности развития духовных потребностей в условиях рынка и их влияние на потребление духовной продукции. Предлагаются общие и специфические методологические принципы познания духовной культуры, которые выступают основой для исследования духовных потребностей и потребления духовных благ. Доказывается, что постепенный отход в образовательной деятельности от стереотипов утилитаризма и прагматизма в поведении выступает условием развития культуры, духовных потребностей, качественного изменения потребления духовной продукции.
Ключевые слова: культура; образование; духовные потребности; духовная продукция; спрос и потребление.

Тенденции и особенности преступности как деструктивной формы социальной девиации в современной России 23

С.В.Егорышев
В статье на основе анализа криминальной статистики рассматриваются тенденции и особенности современной преступности в России. Акцент делается на новых видах преступного поведения, в частности тех, которые деструктивно влияют на состояние общественного сознания, вызывая тревогу и озабоченность у населения. Раскрывается роль статистических и социологических исследований в определении состояния криминогенной обстановки.
Ключевые слова: преступность; особенности современной преступности; уровень и структура преступности; тенденции преступности; статистические и социологические исследования; общественное мнение.

Преемственность в развитии конструкторских способностей детей в аспекте освоения робототехники 35

И.Е.Емельянова, Л.А.Емельянова, Л.К.Пикулева
В статье анализируется проблема развития конструкторских способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, обосновывается необходимость создания преемственности дошкольного и начального общего образования для решения проблемы, рассматриваются возрастные психологические особенности детей, являющиеся значимыми для выделения показателей конструкторских способностей.
Ключевые слова: преемственность; конструкторские способности; информационная грамотность; робототехника.

Теоретико-методологические подходы в социологии к пониманию природы девиантного поведения 48

М.Дж.Киекбаев, Г.Р.Ильясова, Ю.К.Акчулпанов
В статье актуализируется проблема социальной девиации применительно к современному развитию российского общества и обосновывается необходимость активного и глубокого изучения различных, особенно ярко выраженных в настоящее время, деструктивных форм девиантного поведения. С этой целью авторы обращаются к сложившимся в социологической науке теоретико-методологическим подходам к пониманию природы социальных отклонений и разработке практических действий по их минимизации и профилактике. Обосновывается необходимость существенного дополнения структуры познания природы девиантности на междисциплинарном уровне с учетом достижений современной науки.
Ключевые слова: социальные отклонения; формы деструктивной девиации; природа социальной девиации; подходы к изучению социальных отклонений; девиантология; структура познания девиантности.  

Анализ мотивов спортивной деятельности у легкоатлетов 10–12 лет с нарушением интеллекта 57

Л.Р.Макина, Р.С.Кулешов
В статье определяются ведущие мотивы спортивной деятельности у легкоатлетов 10–12 лет с нарушением интеллекта. Статья базируется на утверждении о том, что выявление ведущих мотивов спортивной деятельности является условием эффективности повышения мотивации к занятиям спортом у легкоатлетов с нарушением интеллекта. В дальнейшем это может способствовать реабилитации инвалида в целом.
Ключевые слова: мотивация; мотив; дети с нарушением интеллекта; физическое воспитание; легкая атлетика; адаптивный спорт; адаптивная физическая культура; ведущие мотивы спортивной деятельности.

К вопросу о преподавании социогуманитарных дисциплин в современных условиях (на примере социологических дисциплин) 62

В.Я.Мачнев, С.Ю.Митрофанова
В статье обсуждается проблема преподавания социогуманитарных дисциплин студентам-бакалаврам в условиях полипарадигмальности знания, с одной стороны, и необходимости проверки усвоенного материала студентами в форме тестирования – с другой. Данная проблема обсуждается на примере преподавания отдельных тем курсов по общей социологии и истории социологии.
Ключевые слова: социогуманитарные дисциплины; проблемы преподавания; тестирование; полипарадигмальность; история социологии; общая социология; структура социологии.

Безопасность деятельности и педагогическая поддержка обучающихся на случай возникновения чрезвычайных ситуаций 69

Д.В.Натарова, Н.Н.Щелчкова

В статье рассмотрена педагогическая деятельность, направленная на осознанное обучение учащихся безопасной деятельности в образовательном процессе, с целью сохранения и укрепления здоровья, а также эффективных и обоснованных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций. Конкретизированы и уточнены понятия: «безопасность деятельности обучающихся», «педагогическая поддержка».
Ключевые слова: безопасность деятельности; безопасность жизнедеятельности; обучающиеся; педагогическая поддержка; опасность; чрезвычайная ситуация.

Историко-правовые аспекты становления и развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления, связанные с суицидом 78

Т.Н.Нуркаева, М.А.Артамонова
В статье раскрываются этапы формирования российского законодательства об уголовной ответственности за преступления, связанные с суицидом (дореволюционный, советский, постсоветский периоды), показана взаимосвязь с действующим уголовным законодательством в этой области.
Ключевые слова: развитие российского уголовного законодательства; преступления, связанные с суицидом; самоубийство; доведение до самоубийства; склонение к совершению самоубийства; церковные суды; светский суд.

Социальная инженерия К.Поппера и информационное общество 87

Н.Е.Серкина, П.Е.Серкин
Статья посвящена особенностям эволюции парадигмы социального управления при переходе техногенной цивилизации к постиндустриальному или информационному этапу своего развития. Проанализированы достоинства и недостатки социальной инженерии К.Поппера как метода социального управления, показано влияние информационных технологий на возможности социальной инженерии как неотъемлемой составляющей актуальной парадигмы социального управления.
Ключевые слова: социальная инженерия; К.Поппер; социальное управление; социальные технологии; парадигма социального управления; информационное общество.

Анализ эффективности и качества подготовки бакалавров в области информационных технологий 95

А.В.Тараканов, Е.А.Крайнова
    
В статье проведен анализ эффективности и качества подготовки бакалавров в области информационных технологий, выявлены сдерживающие факторы. Рассмотрены традиционные и интерактивные методы обучения. Представлены результаты исследований и рекомендации по применению традиционных и интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: информационные технологии; качество подготовки; интерактивные методы обучения; системный подход; компетенции.

Факторы формирования субъектного опыта фасилитатора в полемическом взаимодействии студентов 102

Р.Ш.Царева, С.А.Царев
В статье анализируются сущностные особенности субъектного опыта фасилитации у студентов педагогического вуза. Рассматриваются факторы его развития в сменяющихся ролях-позициях обучающихся посредством последовательной организации полемического взаимодействия как развивающей многоголосой среды. Характеризуется модель поэтапного формирования субъектного опыта фасилитатора: «облегчающей» перцепции, организованной рефлексии, конструктивной критики и «помогающего» стиля управления полемикой.
Ключевые слова: полемическое взаимодействие; субъектность студента; субъектный опыт; фасилитатор; полистилистическая среда.

Практика арбитражных судов по корпоративным договорам 109

Л.М.Чуркина
Статья посвящена исследованию корпоративного договора, введенного законодателем в Гражданский Кодекс Российской Федерации в 2014 г. Особое внимание уделено порядку заключения и условиям корпоративного договора, включая права и обязанности сторон, формы ответственности. В статье анализируются особенности заключения и регулирования данного договора, одной из сторон которого является иностранное лицо. Автор сосредоточивает внимание на практике рассмотрения споров относительно корпоративного договора в российских арбитражных судах.
Ключевые слова: корпоративный договор; акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью; арбитражный суд.

Дорожная карта ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него: направления разработки в ракурсе гуманизации уголовной политики 116

Н.П.Щукина
В статье рассмотрены предложения о направлениях разработки Дорожной карты ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него. Статья базируется на результатах эмпирического исследования, проведенного в рамках проекта, реализуемого по президентскому гранту, полученному региональной общественной организацией «Союз женщин Самарской области». Автором акцентируется внимание на роли межведомственного взаимодействия, социальной службы, социономов, а также самих лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него, в изучаемом процессе ресоциализации.
Ключевые слова: гуманизация уголовной политики; лица, отбывшие уголовное наказание и освобожденные от него; ресоциализация; субъекты ресоциализации; дорожная карта ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него.

ЗА РУБЕЖОМ

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Периодизация становления и развития института морального вреда в отечественном праве 143

В.Р.Исламова
В статье предложена авторская периодизация становления и развития института морального вреда в отечественном праве. Проведен краткий обзор становления рассматриваемого института, выделено в его развитии шесть этапов, дана краткая характеристика каждого из них.
Ключевые слова: моральный вред; честь и достоинство; обида; оскорбление; клевета; ответственность; периодизация; генезис.

Особенности протестной деятельности молодежных общественных организаций в регионах Центрального федерального округа России на современном этапе процесса общественного развития 151

В.В.Костенко
В статье представлен обзор становления и развития социологических исследований протестной деятельности молодежных общественных организаций. Автором дается анализ проведенного исследования протестной деятельности молодежных общественных организаций на примере Центрального федерального округа Российской федерации. Выявлены территории (регионы), в которых молодежные общественные организации являются наиболее активными, изучена их динамика, проведена классификация протестных акций
Ключевые слова: молодежь, молодежные общественные организации, протестные действия, протестные акции, уровень протестной деятельности.

Принципы отбора и организации межкультурной профессионально-ориентированной образовательной среды для формирования межкультурной компетенции у бакалавров неязыкового профиля 161

А.И.Шевченко
В данной статье рассматриваются теоретические вопросы проектирования межкультурной профессионально-ориентированной образовательной среды, предназначенной для формирования межкультурной компетенции у студентов-бакалавров. С этой целью выделена совокупность принципов отбора и организации содержания компонентов среды, являющихся отражением современного состояния иноязычного образования и учитывающих личностные и субъектные характеристики взаимодействующих субъектов образовательного процесса. Результатом применения выделенных принципов стала модель межкультурной профессионально-ориентированной образовательной среды, один из компонентов которой представлен в статье.
Ключевые слова: межкультурная субкомпетенция; межкультурная профессионально-ориентированная образовательная среда; принципы отбора и организации среды.

ЛЮДИ И ДАТЫ

Рабочий вопрос в политике органов советской власти и антибольшевистских правительств в годы гражданской войны (на материалах Башкортостана) 168

М.А.Филимонов

В статье анализируются основные направления деятельности органов советской власти и антибольшевистских государственных образований, действовавших в годы Гражданской войны на территории Башкортостана, по правовому регулированию трудовых отношений, развитию рабочего законодательства, рассматриваются проблемы образования и становления профессиональных союзов.

Ключевые слова: Уфимская губерния; Малая Башкирия; рабочий вопрос; рабочее законодательство; профессиональные союзы.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ